Переулок Отдельный,3 — по этому адресу в Екатеринбурге располагается референс-центр по исследованию новой коронавирусной инфекции.
Здесь, в лаборатории контроля биологических факторов ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Свердловской области», выявляют особо опасного возбудителя, который второй год держит в напряжении всю планету.
На Среднем Урале первый случай COVID-19 был зарегистрирован 17 марта 2020 года, но к этому времени специалисты лаборатории уже знали «врага» в лицо и были готовы противостоять его натиску.
В три смены и без выходных
— Анализ на коронавирус проводится по методу полимеразной цепной реакции (ПЦР), который давно используется, технология хорошо отработана, в этом плане для нас сложностей не возникло. Тяжело пришлось в первое время, тогда к нам привозили материал для исследования не только со всей Свердловской области, но и из Перми, Челябинска, Башкирии. Нагрузка увеличилась многократно, мы перешли на режим работы в три смены и без выходных, для этого пришлось привлечь сотрудников из филиалов и других подразделений, — рассказывает заведующая лабораторией контроля биологических факторов, кандидат медицинских наук Анастасия Килячина.
Если до пандемии в лаборатории проводили 300 ПЦР проб в сутки, то на пике нагрузки их количество доходило до 800-1000. Всего за 2020 год здесь выполнено около 309 тысяч исследований на новую коронавирусную инфекцию, с начала 2021 года — более 60 тысяч.
Чтобы обеспечить такой объем исследований, лабораторию оснастили дополнительным оборудованием: на средства Роспотребнадзора были приобретены выделительные станции, амплификаторы, боксы биологической безопасности, термошейкеры, термостаты, дозаторы.
Оборудование в основном используется отечественное, доля импортного в
лаборатории не превышает 30%.Что касается тест-систем, то они все отечественного производства, и, по словам Анастасии Килячиной, лаборатория обеспечена ими в полном объеме.
Сегодня исследования на COVID-19 в регионе выполняют 45 лабораторий: как относящиеся к лечебно-профилактическим учреждениям, так и частные. Но лаборатория центра гигиены и эпидемиологии имеет статус референс-центра, по ней выверяют методику и полученные результаты остальные ПЦР- диагносты.
Иммунитет есть, но не у всех
Помимо тестирования на коронавирусную инфекцию, лаборатория участвует в проекте по изучению иммунитета к COVID-19 у жителей Свердловской области. В июне прошлого года методом случайной выборки были определены 3149 волонтеров разного возраста, у которых взяли анализы на содержание антител к ковиду. Исследования проводятся в несколько этапов. На старте проекта иммунитетом к COVID-19 обладало около 12% добровольцев.
— Об окончательных итогах говорить преждевременно, проект еще не завершен. Предварительно можно сказать, что на нынешнем этапе антитела к COVID-19 имеют около 70% участников мониторинга. Но надо иметь в виду, что результат, полученный при исследовании ограниченной группы людей, некорректно переносить на всю популяцию, — предостерегла от излишнего оптимизма Анастасия Килячина.
У тех, кто хотел бы убедиться в наличии иммунитета у себя лично, есть возможность сдать анализ на антитела в индивидуальном порядке. В лаборатории такие исследования проводят на коммерческой основе, но, как сказала Анастасия Килячина, ажиотажа среди населения на этот счет не наблюдается. Возможно, людей сдерживает довольно высокая стоимость исследований, но в этом нет вины исполнителей: дорого стоят расходные материалы для проведения тестов.
К экспресс-тестам на антитела, которые сегодня продаются во всех аптеках и даже в торговых центрах, эксперт относится довольно скептически.
— На результат может повлиять что угодно, даже то, насколько точно человек выполнил инструкцию по применению. Конечно, можно экспресс-тест использовать, чтобы понять, есть ли у тебя антитела в принципе. Но для того, чтобы определить уровень иммунной защиты, все-таки нужно проводить диагностику в лабораторных условиях, — считает Анастасия Килячина.
Защити себя сам
А вот что абсолютно не вызывает сомнений у эксперта, так это необходимость вакцинации и использования средств индивидуальной защиты. И в этом отношении сотрудники лаборатории тоже могут служить эталоном как для коллег, так и для населения.
Во-первых, все сотрудники лаборатории привиты от COVID-19 — за исключением тех, у кого есть медотводы.
Во-вторых, все неукоснительно соблюдают правила безопасности на производстве,
экипируются точно так же, как врачи-инфекционисты в «красной зоне»: надевают
респираторы, перчатки, одноразовые костюмы. И это для лаборантов не новая коронавирусная мода, а многолетняя выучка, необходимая в работе с микроорганизмами первого-второго класса опасности — вроде чумы или сибирской язвы.
Как результат — за все время ни один из сотрудников лаборатории не заразился ковидом на рабочем месте.
— Заболевшие были, — уточняет Анастасия Килячина, — но все они заразились у себя дома, в семейном очаге.
С позиции вирусолога, отказываться от ношения масок в общественных местах
преждевременно, хотя в последнее время свердловчане стали пренебрегать этим средством защиты.
По-прежнему готовность № 1
Между тем ситуация с коронавирусом в мире не становится лучше. Кроме британского и южноафриканского штамма появился индийский, который в последние недели буквально косит население этой страны. Новые мутации вируса появляются и в нашей стране. Все говорит о том, что до победы над COVID-19 еще далеко.
Лаборатория особо опасных инфекций в переулке Отдельном с нового года работает в односменном режиме, но по-прежнему без выходных. И, по словам Анастасии Килячиной, готова к любому развитию событий.
Подтверждением этих слов может служить наградной список особо отличившихся в борьбе с коронавирусом. Среди прочих в нем четыре фамилии сотрудников лаборатории контроля биологических факторов. Орденом Пирогова награждены врач-бактериолог Ангелина Юрьевна Есаулкова, врач-вирусолог Татьяна Эдуардовна Снитковская, заведующая ЛКБФ Нижнетагильского филиала Ирина Николаевна Устюгова, заведующая лабораторией Анастасия Сергеевна Килячина.
Если не наград, то добрых слов заслуживают все, кто сегодня стоит на защите здоровья уральцев от опасной инфекции.
Источник: Уральский рабочий