Сын Анны С. учится в МАОУ «СОШ №163». В декабре 2019 года в полицию поступило сообщение от врача «ДГКБ №9», что к ним обратился пятиклассник, получивший травму в ходе драки с одноклассниками, которая случилась после уроков. Мальчик получил ушибы головы, колена, брюшной стенки. По результатам рассмотрения материалов, сотрудниками полиции Департаменту образования Екатеринбурга было предложено организовать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма, рекомендовать образовательной организации обеспечить работу психолога с классом по сплочению коллектива и моделированию ситуаций по конструктивному выходу из конфликтных ситуаций.
В январе 2020 года ребенок вновь обратился за медицинской помощью в 9-ю больницу. Как выяснилось, на перемене его толкнула одноклассница. Заместителем начальника ОП № 9 УМВД России по Екатеринбургу директору МАОУ «СОШ № 163» было предложено осуществить комплекс мер, направленных на предупреждение причинения телесных повреждений учащимися учебного заведения.
В июне 2020 года мама мальчика обратилась в прокуратуру Екатеринбурга с заявлением о проведении проверки по факту халатного выполнения должностных обязанностей классным руководителем класса, в котором обучается ее сын.
После проведенной проверки Департамент образования Екатеринбурга частично подтвердил, что анализ представленных школой документов, информации о результатах деятельности классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по правовому регулированию не отражает положительной динамики в урегулировании затянувшегося конфликта между учениками. Директору школы было рекомендовано усилить контроль за сложившейся ситуацией.
Анна Е. обратилась с иском в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга, в котором просила взыскать с ответчика МАОУ «СОШ № 163» компенсацию морального вреда. В исковом заявлении женщина отметила, что в классе сына очень неблагоприятная обстановка. Ученики постоянно ссорятся между собой, нецензурно выражаются, дерутся, оскорбляют сына истца, унижают его. При этом со стороны классного руководителя каких-либо действий по улучшению обстановки и налаживанию взаимоотношений между одноклассниками не предпринимается.
Решением суда первой инстанции исковые требования Анны Е., действующей в интересах несовершеннолетнего сына, удовлетворены частично. С учебного заведения взыскана компенсация морального вреда в размере 15 тысяч рублей.
В апелляционной жалобе, принесенной в Свердловский областной суд, представитель ответчика просил отменить указанное решение, ссылаясь на то, что во время драки в декабре 2019 года дети уже были вне стен школы, так как все произошло после занятий.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции возложил на образовательную организацию обязанность компенсировать вред, причиненный ребенку. При этом суд исходил из того, что сотрудникам школы не удалось предотвратить драки учеников и обеспечить безопасное пребывание детей в школе и на ее территории непосредственно после проведения учебных занятий.
Судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, сочла такие выводы верными. Свердловский областной суд оставил без изменений решение Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга. Оно вступило в законную силу.