О становлении советской власти глазами современников
Сто лет назад, 30 декабря 1922 года, был образован Союз Советских Социалистических Республик. О том, как происходило становление советской власти в поселке Нижнетуринский завод, – по воспоминаниям современников тех событий, молодых юношей и девушек.
Разорители храмов
В Нижнетуринском краеведческом музее сохранился дневник 17-летней Таисии Спириной, которая весной 1917 года записывала:
«5 марта, воскресение. (1917). В церкви между обедней и молебном читали манифест о том, что император Николай Александрович отказывается от престола и, если будет воля народа, на престол вступит Михаил Александрович, брат Николая. Теперь пока междуправие».
Однако в марте 1917 года в Нижнетуринском заводе создается Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который в ноябре после свержения в Петрограде Временного правительства объявляет себя полновластным представителем новой власти.
А юная Таисия в своем дневнике ужасается:
«…большевики хотят (и даже уже сделали в некоторых местах) разорить все храмы, колокола и чаши все перелить на свои надобности. Я представить себе не могу, как это будет, в Пасху без колокольного звона. И потом, как это хоронить покойников не отпетыми. Умер – на сани и на кладбище? Ужас. Вот жизнь-то досталась нам».
Тиф в поселке
Руфина Туркеева о событиях 1918 года в Нижней Туре спустя несколько десятилетий вспоминала:
«Врач тоже, бросив все, уехал из Туры. Один фельдшер остался. Слышим, то тут, то там кто-нибудь слег – тиф начался. А как же не начнется, когда пришлого народу да окопников толпы каждый день – идут и идут. Ну, австрийцы пленные, сербы. Раньше они на угольных печах работали, да и то немного кто. А сейчас их полным-полно стало».
Бои за завод
В октябре 1918 года Северная группа армии Колчака заняла Верхотурье. А в ноябре белые были уже в Нижней Туре.
О боях за Нижнетуринский завод вспоминал Михаил Шипицын, единственный русский пулеметчик в китайском полку, воевавшем в наших краях на стороне красных.
«...На подводах двинулись в направлении Александровки. Вскоре конная разведка доложила, что поселок Новый завод (Александровка) и г. Шайтан белыми не заняты.
В 11 часов дня китайский батальон был уже на исходном рубеже для боя, т.е. на подступах к заводу. Командир батальона приказал разведчикам выяснить огневые точки противника и его силы, распорядился установить станковые пулеметы у подножья горы, выше плотины пруда.
Белогвардейцы открывают огонь из пулеметов и винтовок, а мы готовимся к атаке. Наши пулеметы бьют по огневым точкам колчаковцев в направлении заводской площади, церкви, станции. Атака. Белогвардейцы бегут. Наши пулеметчики поливают их огненным дождем вдоль улиц. Нижняя Тура наша. В последних числах ноября наш батальон был переброшен из Н. Туры на ст. Выя».
Выйская трагедия
В ночь с 29 на 30 ноября 1918 г. в районе ст. Выя Камышловский и 17-й Петроградский полки Красной Армии были окружены войсками адмирала Колчака и уничтожены. Погиб экипаж бронепоезда балтийских матросов – «Питерский беспощадный батальон», а также китайский полк. Эти события вошли в историю Гражданской войны на Урале как «выйская трагедия».
Руфина Туркеева бой у ст. Выя описала так:
«Ну слышим вот, белые где-то недалеко. Стрельбу слышно стало. А в Туре тихо. Никакой стрельбы в самой Туре не было. Все, кто с красными был, все заранее убежали. Обоз вот я белый хорошо помню, как в Туру входил, несколько возков».
Взяли красные
Колчаковцы занимали Нижнюю Туру семь месяцев. В июле 1919 года они были выбиты из поселка. Эти события Таисия Спирина в дневнике описала всего одной фразой: «Взяли красные».
В начале июля 1919 г. белые в спешке покидали Нижнюю Туру, намереваясь переправиться через реку ниже плотины заводского пруда. Но в поселок уже входил красноармейский отряд под командой лихого смельчака – разведчика Абакумова. В отряде был и другой нижнетуринец – двадцатилетний Федор Васнин. Чтобы не упустить белых, Абакумов приказал открыть запор на заводской плотине. Разлившаяся река не дала белым спешно переправиться и уйти на Елкино. После короткой схватки они сложили оружие.
По материалам Леонида Семячкова
Погибшим за советскую власть
В 1972 году на улице Советской был установлен обелиск нижнетуринцам, погибшим за советскую власть. Вот что об этом писала газета «Вперед, к коммунизму!» (так до сентября 1990 года называлась газета «Время»).
На шумной площади
«У обочины покрытой асфальтом дороги, там, где она от улицы Советской круто сворачивает к проходной электроаппаратного завода, появился новый обелиск. Дорога пролегла среди молодых лип, топольков и кудрявых березок, высаженных несколько лет назад руками тружеников предприятия. А тогда, в суровые дни 1918 года, этой рощицы не было, как и самого предприятия.
В низине, у подножия горы Шайтан, два с лишним столетия коптил голубое небо едким дымом железоделательный завод, а на просторной площади, что раскинулась перед заводом, в престольные праздники проводились шумные ярмарки.
Власть Советов
Но исторический залп «Авроры», прогремевший в 1917 году, гулким эхом отозвался и в Нижней Туре. Призаводская площадь загудела по-новому. Пламенные речи большевиков привлекали теперь сюда рабочих. Многолюдные митинги и сходки проходили на этой площади чуть ли не каждый день. В поселке установилась советская власть.
Потом в стране заполыхала Гражданская война. 30 ноября 1918 года, после тяжелого кровопролитного боя на железнодорожной станции Выя, колчаковцы ворвались в Нижнюю Туру.
Место истязаний
Здание бывшего волостного правления стало местом пыток и истязаний активистов новой советской власти. Белогвардейцы избивали их плетьми до потери сознания, а затем искалеченных и раздетых до нижнего белья грузили на подводы и по льду застывшего пруда отвозили на противоположный берег, туда, где начинается зимняя дорога в деревню Большая Именная.
А здесь, в полутора километрах от пруда, в заснеженном мелколесье доставленные в повозках и коробах люди подвергались новым пыткам и истязаниям. Комиссару красногвардейского отряда Василию Колмогорову выкололи штыком глаза. На телах других коммунистов колчаковцы вырезали ножами пятиглавые звезды и "красные" ленты, а затем застрелили.
Братская могила и обелиск
Немногим больше семи месяцев хозяйничали колчаковцы в поселке. Они бежали, даже не приняв боя с конной разведкой Красной Армии, внезапно появившейся в окрестностях поселка 19 июля 1919 года.
А вскоре после этого события в центре заводской площади появилась братская могила и скромный дощатый памятник, увенчанный пятиглавой красной звездочкой. С воинскими почестями здесь были захоронены:
Абакумов Александр Васильевич, конный разведчик Красной Армии;
Колмогоров Василий Николаевич, комиссар красногвардейского отряда;
Перевалов Михаил Николаевич, рабочий завода, коммунист;
Поршнев Семен Евстигнеевич, рабочий завода, коммунист;
Байков Петр Михайлович, рабочий завода, коммунист;
Храпунова-Закопаева Степанида Федоровна, пекарь красногвардейского отряда;
Артемов Дмитрий Федорович, рабочий завода, сочувствующий советской власти;
Катаев Григорий Федорович, рабочий завода, сочувствующий советской власти;
Зорин Алексей Яковлевич, рабочий завода, ставший жертвой за недоброе слово о колчаковцах.
Много лет стоял этот дощатый памятник, а затем останки погибших были перезахоронены на этой же площади. Вместо дощатого памятника бывшие металлурги соорудили новый обелиск».
В 1918 г. Жэнь Фучэнь (участник революционного движения на северо-востоке Китая, скрывался в России от китайских властей) собрал роту китайцев в 250 человек, которая выросла в 225-й Китайский интернациональный полк в составе 29-й стрелковой дивизии
1 марта 1924 г. образован Нижнетуринский район Нижнетагильского округа Уральской области с центром в Нижнетуринском заводе
В декабре 1918 года в Нижнетуринском заводе советская власть была ликвидирована, активисты и сочувствующие были схвачены и расстреляны за прудом на зимней дороге, ведущей к деревне Большая Именная