9 марта 1949 года произошло знаковое событие в нижнетуринской истории: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Нижняя Тура был выделен из Исовского района и преобразован в город областного подчинения.
Молодежный, Аварийный, Новый…
Новый статус обязывал обзавестись всеми соответствующими структурами. Для решения организационных и неотложных вопросов собралась первая сессия Нижнетуринского городского совета.
Первым председателем исполкома горсовета был избран С. А. Рагозин. Одновременно начали создаваться городские организации: горвоенкомат во главе с капитаном Н. И. Сафроновым, прокуратура, которую возглавил П. У. Бахтин, народный суд под председательством Е. В. Рыковой, банк, сберкасса, управление связи и многое другое. Вот что рассказывал о том времени Сергей Аверьянович Рагозин:
«Надо было начинать работать. А с чего начинать? Почти для всех дело новое. Только я имел небольшой опыт, работая председателем Верхотурского горсовета. Надо было и работать, и учиться, преодолевая трудности организационного периода…
На строительство промышленных объектов прибывали вербованные, солдаты. Всем надо жилье, и не потом, а сейчас. Закономерный вопрос: а где его взять? Правительством разрешено строить временное жилье – бараки. На ГРЭС было построено более ста бараков, пришлось подселять к старожилам вербованных. Была создана комиссия по размещению прибывших…
Город первые годы был режимным. На станции Выя установили посты. В город можно было проехать только тем, кто в нем прописан или прибыл по командировке. Все учреждения на ГРЭС размещались в бараках: школы, больницы, детские сады, магазины, столовые и т. п. Между теперешним зданием городской власти и машиностроительным заводом, где вначале находился лагерь для заключенных, бараки назывались Молодежным поселком.
Времянки на теперешней улице 40 лет Октября – Октябрьским поселком. Нагорный поселок именовали Аварийным, дома в районе нынешнего завода минваты – Новым заводом».
«Ходили только в сапогах»
«На улицах – непролазная грязь, в городе не было ни одного метра тротуаров. Дороги разбиты. В первый день после выборов я пошел посмотреть город, но в ботинках пройти не смог ни по Советской, ни по улице Ленина. Все ходили только в сапогах. Первые тротуары и асфальтированные дороги начали строить в старой части на улицах Ленина, Шиханова, Советской. В микрорайоне ГРЭС тротуары и дороги появились только вместе со строительством постоянного жилья.
Первые дома по улице 40 лет Октября были построены из сборных конструкций Березовского завода. Дома БЗСК, или, как их в шутку называли, «Будете замерзать», – сказал Кривонищенко». Да, много хватили горя живущие в бараках и домах БЗСК. Грязь, холод и, что там скрывать, голод.
В зиму 1949–1950 годов вышла из строя теплофикация и водопровод. В бараках – холодища, зловоние. К тому же произошла авария на электросетях. Рабочие не получали зарплату по 3–4 месяца. Не на что было купить продукты. Люди продавали одежду, обувь, постельное белье. В бараках слышался стон, слезы. Рабочие не выходили на работу, многие болели, была высокой детская смертность.
Больница ютилась в бараке, не было ни детского врача, ни инфекционного отделения. Санэпидстанция ютилась на задворках. В этих поселках нельзя было увидеть кошку или собаку.
Старожилам-нижнетуринцам жилось полегче, потому что у них были огороды, они держали скот, а приезжее население страдало от недостатка продуктов. В магазинах не было овощей, молока.
Колхозы пригородной зоны (им. Розы Люксембург, Ленина, Кирова) были маломощными. Низкие урожайность и продуктивность приносили огромные убытки. В 1950-х три колхоза объединились в один. Но и это не помогло. Молодежь ушла на предприятия, в колхозе оставались только пожилые. Порой некому было возить зерно и даже доить коров. В конце концов было принято решение: земли колхоза передать подсобному хозяйству ГРЭС.
Первые годы жизни города были очень тяжелыми. Бюджет составляли крохи. Предприятия сами строились, средств на соцбыт, благоустройство практически не имели».
Забот все прибавлялось
«Жизнь города во многом изменилась после объединения с Исовским районом (1955 г.) и началом строительства Качканарского комбината (1957 г.). Работы у городских организаций добавилось. Забот тоже. В административное подчинение горсовета вошли населенные пункты от разъезда Болтовое и станции Выя до Кытлыма и Тылая. Наш район стал граничить с Кушвинским, Верхотурским, Новолялинским и Пермской областью.
Хозяйство упраздненного района было запущено. Отдельные населенные пункты находились от города в 180 км. Проселочные дороги разбиты, телефонной связи нет, электричества тоже, радио не работало. Надо было снова браться за дело. Начали с телефонизации и электроосвещения. А затем ремонт дорог.
Исполком собрал руководителей строек, предприятий и поставил задачу: ремонт дорог считать первоочередной проблемой. Распределили участки работы, кто отвечает за технику, кто подвозит щебень. Начало было положено. В течение двух лет шла работа. Были отремонтированы дороги, мосты, созданы условия для налаживания автобусного сообщения с Качканаром, Исом, Косьей. В городе создается автохозяйство…»
Вот такие они, пронзительные и яркие воспоминания очевидца событий тех далеких лет. Читая их, поражаешься мужеству и стойкости первостроителей Нижней Туры, в нечеловеческих условиях сумевших с нуля создать городскую инфраструктуру, промышленное производство и заложивших основы для последующего развития нашего города.
По материалам сайта safe-rgs.ru