Почему нижнетуринцы не могут забыть «Лесную сказку», когда в городе появилась железная дорога и кто жил за колючей проволокой на улице Нагорной
Мы продолжаем наши прогулки со старожилом Ираидой Алексеевной Свинцовой. Сегодня наш рассказ о том, какие традиции советских времен возродились в Нижней Туре, а какие сошли на нет, какой магазин продавал вещи с восьмидесятипроцентной скидкой, как появился в городе коллективный сад № 2 и почему нижнетуринцы не могут забыть «Лесную сказку».
Нижняя Тура – не исключение
На Нагорном, где сегодня находится гаражный массив, в первые годы строительства нижнетуринской электростанции была зона: бараки, вышки, огороженные колючей проволокой. Каждый день заключенных большой колонной по 5–6 человек в ряд водили на строительство ГРЭС.
Заключенные также работали в карьере на Нагорном, где добывали скалу для фундамента станции. Породу на стройплощадку доставляли по узкоколейке. Позже пути разобрали, а в карьере школьники сдавали нормы ГТО по стрельбе.
Когда возводили трубы электростанции, очень много заключенных погибло из-за падения с высоты. Хоронили их на участке между нынешним хлебокомбинатом и объездной автодорогой. Там долгое время были видны холмики с табличками.
Труд заключенных вообще широко использовался на строительстве промышленных объектов страны, не была исключением и Нижняя Тура.
И приехать, и уехать
Большой радостью для нижнетуринцев стало то, что ближе к шестидесятым годам к нам протянули ветку железной дороги. Построили станцию «Мир», и пассажирские поезда стали ходить до станции «Нижняя Тура». Двенадцать вагонов всегда были заполнены. Билет иногда приходилось покупать заранее.
Прямо из Нижней Туры на электричке можно было уехать и до Верхотурья, и до Нижнего Тагила, и до Свердловска. И спокойно вернуться обратно.
«Лесная сказка» не только для детей
Многие в детстве летом отдыхали в лагере «Лесная сказка» и с ностальгией сегодня вспоминают об этом месте. А ведь зимой лагерь тоже работал. Здесь был организован семейный отдых выходного дня. Путевка на человека на два дня стоила 7,5 рублей. В нее входило проживание, питание, культурная программа, лыжи, волейбол и многое другое. В основном сюда ездили, конечно, работники машзавода, но и на город выделялось какое-то количество путевок. Привозили и отвозили отдыхающих на бесплатном автобусе.
Ходили с гармошкой
В последние годы в Нижней Туре возродилась традиция городские празднования начинать с парадов-шествий по улице 40 лет Октября. Маршрут это совсем не новый. В советское время нарядные колонны предприятий и учреждений города тоже шли торжественным строем по центральной улице.
Хоть и считается, что подобные мероприятия проходили в добровольно-принудительном порядке, готовились к ним всегда серьезно. Каждое предприятие, каждый цех старались, чтобы своя колонна отличалась от остальных.
– Ходили с гармошкой, пели песни прямо в колонне, − вспоминает Ираида Алексеевна. − На первомай на Урале деревья-то еще голые, поэтому на тополиные веточки мастерили бумажные цветы и шли с этими «первоцветами». Один год ходили в костюмах разных национальностей. Кто русский, кто башкир, кто узбек…
После официальной части, как правило, в Доме культуры шел концерт. К 1 Мая была приурочена легкоатлетическая эстафета. Как только заканчивались демонстрация и митинг, начинали чертить этапы на городских улицах. Еще проводили гонки на лодках по пруду. Но постепенно это все сошло на нет.
Не было такого, чтобы кто-то пришел на демонстрацию пьяный. И без вина было весело, шутили, под гармошку частушки пели, плясали.
На Новый год всегда ставили елку и снежный городок на площади, на улице Усошина, в старой части города. Около школ тоже были нарядные елки.
Как-то еще в старом здании клуба «Энергетик» новогоднее представление ставили по мотивам фильма «Карнавальная ночь». На входе в зал установили горку, и чтобы попасть в этот зал, нужно было с нее скатиться.
Подсобное хозяйство для заводчан
Машзавод для своих работников организовал коллективный сад № 2 на 568 участков. Сдавали в несколько очередей. Делали сразу все основательно. Организовали запруду на Косой речке, потом установили насосную станцию и обеспечили садовые участки водой. Провели электроэнергию. Во всем помогал завод.
На трансформатор, который стоил примерно шестьдесят тысяч, половину суммы собрали с участков, а половину дал завком НТМЗ. Поставили трансформатор и провели линию 6 кВ длиною около трех километров. Все разрешительные документы тоже оформлял машзавод. С апреля по октябрь автобусы в сады ходили каждый час с 6 утра до 10 вечера.
Очень выручало свое хозяйство и в советские годы, и уж тем более в девяностые.
Магазин уценки
С 70-х годов в доме на Машиностроителей, 7, работал магазин уценки. Это не был секонд-хенд, каких сейчас много. Это были абсолютно новые вещи с небольшим браком: где-то строчка кривая, где-то молния отошла. Поступали сюда вещи из магазинов ОРСа, а цена была на 70–80% ниже. Купить можно было практически все – от белья, постельного и нижнего, до верхней одежды и обуви. Этим магазином многие пользовались. Особенно выручал он во времена развала Союза. Были такие же магазины уцененных товаров и у городского торга. Такой магазинчик работал в одном из зданий на территории рынка.
Выживали, как могли
Грянувшая перестройка и развал Советского Союза надолго остановили развитие Нижней Туры. Как и все в стране, город, горожане, предприятия, учреждения выживали как могли.
– По полгода не платили зарплату, – рассказывает Ираида Алексеевна, – или же выдавали чеки на тысячу рублей. Деньги шли через Сберкассу, а там чек выдадут – и живи с ним как хочешь.
По Малышева, где сейчас магазин «Калейдоскоп», в 90-е была база снабжения нефтяников. Там была и промышленная продукция, необходимая для работы станции, и работал магазинчик, где можно было купить продукты, хозяйственные товары, ткани и пр. Мы этим магазином тоже пользовались. Возьмем, например, ткани рублей на 50–60. Я отдаю чек, а продавщица мне сдачу деньгами. За счет этого и жили.
Плату за квартиру высчитывали сразу из зарплаты и по безналу перечисляли в ЖКО. Дикая талонная система действовала на всё, даже на нижнее и постельное белье, не говоря уже о продуктах. Сахар, хлеб... Все было по талонам и строго ограничено: дадут день-два, не выкупишь – всё! Останешься ни с чем.
Спасали, конечно, садовые участки, за счет них и выживали.
Если бы не перестройка
– Может быть, если бы не перестройка и лихие 90-е, город и дальше бы развивался. Ведь на НТМЗ три с половиной тысячи человек работали. После смены река народу шла, помимо тех, кто на автобусе и на машинах уезжал. Стабильная зарплата была, люди знали, что получат квартиру. Весь соцкультбыт был организован заводом.
Посетовала Ираида Алексеевна, что многие здания сегодня пустуют и разрушаются, например, бывший 13-й универсам, бывший «Детский мир» на Малышева, 23, и продуктовый на Малышева, 10.
– Большие хорошие здания, такие площади… Сердце кровью обливается, как жалко! Хочется, чтобы этих руин у нас меньше было. В подвальном помещении старого здания хирургии когда-то была водолечебница: душ Шарко, циркулярный душ, грязевые и радоновые ванны. Почему сегодня не организовать такую водолечебницу?!
Фото из архива группы "Лесная сказка", нижнетуринской гимназии и редакции газеты "Время"
– Хоть я и старею, а город наш молодеет! – говорит Ираида Алексеевна. – Знакомая моя как-то приезжала в гости, восхищалась: «Это вторая Швейцария у вас! Горы, река!» Надеюсь, наша Нижняя Тура будет только хорошеть!
В 1975 году в эксплуатацию был введен лагерь «Лесная сказка». Летом – пионерский лагерь, а в межсезонье − профилакторий-санаторий. Для отдыхающих действовали лечебный корпус, клуб-столовая, спальные корпуса, спортивный зал, сауна с бассейном, библиотека, оборудованная освещенная лыжня и др. / Фото из группы «Лесная сказка», фото из архива Нижнетуринской гимназии и редакции газеты «Время»