Чем славилась Нижняя Тура в начале XX века, и перед кем горожане всегда снимали шляпу?
Где любили гулять нижнетуринцы, и кто обшивал местных модников? Какой вид искусства развивался в Нижней Туре? И почему потом все резко поменялось?
В преддверии Дня города вспомним об интересных фактах его истории, рассказанных в 1995 году на страницах нашей газеты старожилом Нижней Туры Николаем Селезнёвым.
Эх, ярмарка, эх, праздник!
Нижняя Тура издавна славилась своими богатыми ярмарками. Они, как правило, приурочивалась к престольным датам и проходили в праздничной обстановке. Начало ярмарки объявлялось заранее. По Верхотурскому и Кушвинскому трактам тянулись к Нижней Туре обозы с товарами. Не дремали и местные торговые люди. Именно Нижняя Тура диктовала цены на многие товары в этом северном кусте Среднего Урала.
Базарная площадь находилась перед металлургическим заводом. Чем только здесь не торговали! Тут же была даже мельница для помола зерна. Мы натолкнулись на ее фундамент, когда копали траншеи для новой заводской проходной. Не могли его ничем разбить. Пришлось рыть для фундамента котлован слева от проходной и туда его спустить.
Но не только торговлей славились эти ярмарки. Одновременно проходили и большие спортивные соревнования. К тому времени в Нижней Туре уже существовали многие спортивные объединения. Но наибольшей популярностью пользовались конные бега.
Излюбленным местом проведения праздников была гора Шайтан. Здесь отдыхали целыми семьями, иногда даже с ночевкой. Никому и в голову не приходило, что здесь могут избить или ограбить. С Шайтана было удобно наблюдать за таким великолепным зрелищем, как массовое катание на лодках. Очень любили наши жители ездить с музыкой, но когда выезжал наш любимый гармонист А. Артамонов – в остальных лодках молчали.
Особенности нижнетуринской прогулки
Любимым местом для вечерних прогулок была дорожка вдоль берега пруда от старого заводоуправления до «красной» плотины (сейчас это район гидроузла). У «красной» плотины были дугообразные мосты над водой. Здесь гуляющие поворачивали в обратную сторону. Так женщины и девушки прохаживались по 4–5 человек в ряду и делали за вечер по нескольку кругов.
Мужчины обычно стояли на площадке «белой» плотины, посматривая на гуляющих. Подзывать к себе, «выдергивать» женщину из группы гуляющих было очень неприлично.
Мужчины не препятствовали своим женам общаться между собой. Прогулки заканчивались посещением танцевальной площадки. Если на прогулках женщины вели себя с большим достоинством, то на танцах вообще высокомерно.
В Нижней Туре было два дома отдыха: на Косой Речке и в Александровке. Оба принимали отдыхающих как на один день, так и на месяц. Молодожены там были особо желанными гостями, здесь они и начинали свою супружескую жизнь.
«Гроза»: эскулап Катерина
А еще у нас был свой драматический театр. Руководила им профессионал театрального искусства А. Янько. Она приехала сюда с труппой. Им Нижняя Тура понравилась, так и остались здесь. Потом труппа пополнялась за счет местных талантов, у которых артисты развивали их способности до уровня профессионалов.
Нашему поколению достались только остатки этого прекрасного коллектива. Хорошо нам запомнилась блестящая игра артистов П. И. Логинова и А. А. Худякова. В Туре шла пьеса Н. Островского «Гроза». Катерину играла молодая врач-терапевт Нина Сергеевна Плакса. Население ее очень любило. Одно ее появление у больного вызывало улучшение его состояния. Она прекрасно владела и нетрадиционными методами лечения и применяла их наряду с «официальной» медициной. Ей очень верили.
Роль Катерины она сыграла так, что после этого спектакля ее стали называть Катей. Декорации для театра писал талантливый художник Андрей Шипицын. Его картины висели и в нашем деревянном ресторанчике и притягивали посетителей. Многим хотелось посидеть, отдохнуть в зале с таким убранством.
Кудесники кройки и шитья
В Нижней Туре всегда придавалось большое значение одежде. Умение модно и красиво одеваться ценилось высоко. В старину уважающие себя женщины не носили покупных платьев. Заочный пошив они не признавали. К их услугам была выдающаяся портниха-модистка А. И. Тюрина. Она в основном ориентировалась на западноевропейскую моду, и очень успешно.
Портниху-модистку сменила очень талантливая художница платья Екатерина Александровна Докукина. Нам посчастливилось жить с ней в одной квартире. Мы тогда были малышами, но и нас она приводила в изумление своим мастерством. Она не могла принять заказ у того, кого мало знала или не знала вовсе. Шила всегда долго. В результате получалось платье, соответствующее характеру заказчицы, ее природным данным и манере поведения. Для другой женщины оно было бы непригодным. Е. А. Докукина никогда не повторялась в своем творчестве, не сшила даже двух одинаковых платьев.
Нас у Е. А. Докукиной интересовали не только шедевры ее творчества, но и посетительницы, которые у нее бывали. Исключительно чистая русская речь, без тени жаргона. Как свободно они владели своим богатым лексиконом! Особенно запомнились эмоциональные сестры Кудряшовы. Таких людей хочется видеть и слушать безгранично. Они оставляют приятное впечатление о себе на долгое время.
Мужчин многие годы в Нижней Туре обшивали два портных: Братенков и Добряков. Жили эти два холостяка в маленьком двухэтажном домике рядом со школой по улице Свободы. Мы любили забегать к ним в переменку. Они нас обязательно угощали чем-нибудь. Чаще всего печеной картошкой.
На сломе эпох
Если платье на женщине должно подчеркивать ее природные особенности, то одеяние мужчины должно соответствовать его общественному положению. Это очень важно, поскольку он – глава семьи.
Особое положение занимали почтовые работники. Носили очень красивую форму, держались с достоинством, но с людьми были всегда учтивы. Они считались самыми культурными людьми. Все понимали, что это государственные служащие, и перед ними снимали шляпу.
Как-то в 1940 году мы раскопали на задворках почты почтовую карету с великолепными бронзовыми вензелями. Мы даже испугались этой роскоши. А потом ее кто-то разломал, хотя она могла бы украсить любой музей.
Был у нас большой мастер пимокатного дела А. М. Коломин. Его валенки, как модельные туфли, сразу бросались в глаза. Всю жизнь он подвергался преследованиям. Даже нам, его соседям, надоели эти обыски. Он еще не закончил кому-то заказ – уже донос, уже обыск. Так перерождались и мельчали законы бытия.
Известная крылатая фраза «бедность не порок» применялась всюду. Но ведь это не совсем правильно. В нашем богатом краю, да и не только в нашем, можно было жить безбедно любому. Нищенствовали в основном те, у кого руки не приспособлены были ни к какому делу, лодыри. Они оказались при власти, так как были самыми неимущими, вот и пошли крушить все и вся вокруг. Неумение жить трудом стало не только легальным, но и воинствующим. На арену общественной жизни вышли совсем другие законы бытия и нормы поведения. И это, к сожалению, тоже наша история.
Обратная связь
Уважаемые читатели! А что вы или ваши близкие помните о традиция Нижней Туры – далеких и близких? Поделитесь с нами рассказами и интересными фото.
Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Звоните: + 7 (953) 38-70-146.