Кто и когда построил знаковые объекты Нижней Туры, и как мог выглядеть наш город, если бы не распался Союз?
Где в Нижней Туре должны были появиться новые жилые микрорайоны? Откуда в наш пруд хотели перебросить воду и для чего это было нужно? Где планировалось построить еще один Дом культуры и больничный комплекс?
В преддверии Дня строителя мы решили вспомнить интересные, а многим и вовсе неизвестные этапы развития Нижней Туры.
Первые ласточки
В первые годы стройки города и НТГРЭС – в конце 1940-х – все начиналось с бараков на склоне горы Шайтан и на том месте, где потом вырос микрорайон энергетиков. Бараков было много – около сотни: одноэтажные, каркасно-засыпные, со сквозными коридорами.
Одновременно со строительством бараков коллектив НТГРЭС начал возведение зданий под объекты соцкультбыта и постоянное жилье. Сейчас на месте бараков находятся Дворец культуры и трехэтажные дома по улице 40 лет Октября.
Первые капитальные дома для строителей были воздвигнуты в бывшем так называемом Красном городке. Их было два еще до октября 1950 года, с печным отоплением, без водопровода и канализации. В то же время это были самые благоустроенные дома: их балконы выходили на пруд, а из окон квартир открывался великолепный вид на Шайтан. В них проживали руководители строительства.
К сентябрю 1950 года была закончена школа № 2, а в 1951 распахнула двери школа № 3. Строительство Дома культуры энергетиков, начатое в 1955 году, закончили в 1960 году. В 1956 году сдан в эксплуатацию пионерский лагерь «Ельничный».
В последующие годы коллектив НГРЭС также не был в стороне от социальной сферы. Только по улице Скорынина сдано около 20 тысяч квадратных метров жилья, запущен в эксплуатацию санаторий-профилакторий на Нагорной, возведен терапевтический корпус больницы, полностью реконструирован «Ельничный».
Кто определил облик Нижней Туры?
Нижнетуринский машиностроительный завод внес огромный вклад в развитие социальной сферы Нижней Туры. За годы до окончания массового жилищного строительства жилой фонд НТМЗ вырос до 200 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья.
Машиностроители первыми в городе начали четырех-, а потом пяти- и девятиэтажную застройку своего поселка, используя типовые проекты с улучшенной планировкой и отделкой, в том числе и с двухуровневыми квартирами. Возведено современное для той поры молодежное общежитие на 480 мест, а также два типовых общежития для малосемейных на 247 квартир.
Построены школа № 5, лагерь «Лесная сказка». В два раза превышен норматив относительно численности работников завода по строительству детских дошкольных учреждений – их общая вместимость была 1080 мест.
Комбинат бытового обслуживания «Кедр», ведомственная больница № 2 на 120 коек с поликлиникой, Дом культуры «Малахит», кинотеатр «Темп», спортзал «Старт», лыжная база, стрелковый тир с пунктом проката инвентаря, магазины «Урал», «Товары для мужчин и женщин», универсамы № 13 и № 25 и многие другие объекты – также детища завода и его директора Евгения Александровича Карпова.
За счет завода или его силами возведены городские очистные сооружения, новая городская ветлечебница, расширены школы № 2 и № 3. Свою лепту заводчане внесли в организацию районного водоснабжения, возведение городской АТС, а также реконструкцию пассажирской платформы станции «Мир».
Словом, Нижнетуринский машиностроительный завод как основное градообразующее предприятие во многом определил облик Нижней Туры и сделал ее такой, какой мы все ее знаем.
Рухнувшие планы
К сожалению, не все совместные и очень смелые планы города и машиностроителей воплотились в жизнь. Так, намечалось строительство нового больничного комплекса в районе бывшего кирпичного завода (он находился на Минватном в районе конечной остановки – примечание редакции) с лечебным корпусом на 240 мест с одно- и двухместными палатами. Для того же района были выполнены эскизные проекты молодежного жилищного комплекса (МЖК), составлено архитектурно-планировочное задание на новый жилой микрорайон, который должен был разместиться на месте поселка индивидуальной застройки «Мир».
Был разработан технический проект на реконструкцию городского стадиона «Энергия». Здесь должны были быть построены капитальные трибуны на 5000 человек, сооружен плавательный бассейн, спортзал и другие спортсооружения.
На территории между школой № 2 и стадионом должен был быть построен Дом культуры для машиностроителей на 800 мест в комплексе с общегородской Школой искусств. В «Лесной сказке» предусматривалась реконструкция клуба-столовой с новым зрительным залом на 600 мест, закрытым бассейном и спортзалом.
В проектном институте прорабатывался вариант расширения жилой зоны за счет освоения территории золотоотвала или земель на противоположном берегу городского пруда. Даже был разработан техпроект переброски воды в городской пруд из Пермской области.
Но перестройка и распад СССР не дали всему этому осуществиться. Содержание собственного жилого фонда и социалки стало неподъемным для НТМЗ. Завод прекратил капитальное строительство, а в 1994 году передал все свои объекты в ведение города.
Выросший из бурьяна
Что касается вотчины завода минераловатных изделий – поселка минераловатчиков, то его руководство хотело создать своим работникам все необходимые условия для жизни.
В 1950-х годах на заросших бурьяном пустырях стояли лишь два барака и финский домик. Обслуживал заводчан небольшой магазинчик продовольственных и хозяйственных товаров. Постепенно шла застройка частными домами, а в 1954 году начинается строительство деревянных двухэтажных домов по улице Клубной, ныне Малышева. Последний барак был снесен в 1971 году, на его месте построен 5-этажный дом на 70 квартир.
В 1965 году от НТГРЭС провели теплотрассу для отопления и горячего водоснабжения микрорайона. А в 1978 году на завод и в каждую квартиру поселка пришло голубое топливо.
В 1972 году введен в эксплуатацию клуб «Луч» с кинотеатром на 400 мест. В 1985 году заработал спорткомплекс «Юность».
В 1980-е состоялось открытие столовой на 270 мест с кулинарным магазином, Дома быта «Рубин», школы на 1000 мест, детского комбината «Чайка», магазинов. В доперестроечный период предприятием было построено 1037 квартир и другие объекты инфраструктуры.
Белые пятна
К сожалению, нам пока не удалось собрать информацию о том, как застраивалась старая часть города. Но мы вернемся к этой теме и надеемся на вашу помощь. Дорогие читатели, просим вас поделиться воспоминаниями о том, что и когда было построено в Нижней Туре, а также фотографиями разных лет.
Пишите на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в группы социальных сетей, звоните 8 (908) 923-0807.
По материалам книги «Нижняя Тура: люди, события, факты», 1999 г.