Какое наследство оставило после себя легендарное СМУ-3
После выхода публикаций ко Дню строителя в редакцию обратилась Тамара Дмитриевна Игольницына. В 1980–1990-е годы Тамара Дмитриевна работала сметчицей в строительно-монтажном управлении № 3 (СМУ-3). Руками работников этого исчезнувшего, но не забытого предприятия и была построена современная Нижняя Тура.
СМУ-3 было частью Североуральского управления строительства, которое находилось в ведомстве Министерства среднего машиностроения, и выполняло строительство объектов «атомного проекта». В Нижней Туре в ведении Минсредмаша находились машиностроительный завод и завод минераловатных изделий. И СМУ-3 занималось строительством, прежде всего, объектов этих заводов.
СМУ-3 осуществляло непосредственное строительство: цехов машиностроительного и минераловатного заводов, новых корпусов электроаппаратного завода, лагеря «Лесная сказка», детских садов, магазинов, больницы, совхоза «Таежный», очистных сооружений, АТС, объектов газовиков (база и жилые дома на Декабристов) и многих других объектов.
Руководил СМУ-3 долгое время Василий Ильич Соничев. Как рассказала Тамара Дмитриевна, СМУ-3 всегда занимало первые места в соцсоревновании. Переходящее Красное знамя никогда не покидало СМУ-3 и всегда возглавляло праздничную колонну коллектива на демонстрации 1 Мая и 7 ноября.
Строили с душой
Тамара Дмитриевна очень тепло вспоминает о руководителе СМУ-3 Василии Ильиче Соничеве и главном инженере Юрии Павловиче Дедюхине:
– Это были люди, которые болели за свое дело. Все делали на совесть и с душой. Никогда не слышала, чтобы они на кого-то кричали. Но и спрашивать с работников умели.
Когда строили малосемейку на Скорынина, ограждения балконов должны были быть простые, из металлического листа. Но Василий Ильич распорядился, чтобы сделали красивые ограждения, несмотря на то, что это было дороже: «Они же будут громыхать на ветру! Сделайте красивые». Вот мастер по металлу их и гнул.
А Юрий Павлович частенько надевал резиновые сапоги и шел лично на стройку. Особенно когда строили совхоз «Таежный», очистные сооружения. А если выходили какие-нибудь неувязки с проектами, всегда пересматривали и исправляли их, чтобы все было как надо.
Прикипели к Нижней Туре
Василий Ильич Соничев приехал в Нижнюю Туру после окончания института в Москве и почти всю жизнь руководил СМУ-3. Заслуженный строитель РСФСР, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд».
Это был скромный человек. Ездил на уазике, никакой «Волги» у него не было. На работу приезжал вместе с рабочими на автобусе, пораньше. А водитель только к 10 часам. В дни, когда была комиссия по распределению квартир, и Василий Ильич задерживался, водителя он отпускал. Сам возвращался домой также с рабочими на автобусе.
Василий Ильич не представлял себя без производства. Даже когда ему предлагали путевки в санаторий, он отказывался: «Кто же за меня работать будет?».
Юрий Павлович Дедюхин окончил горьковский институт. Приехал в Нижнюю Туру, здесь женился. «Позже на какое-то время уезжал в Горький, – вспоминает Тамара Дмитриевна, – но, по-моему, и года не прошло, вернулся обратно. Душа прикипела к Нижней Туре». Это был очень живой, активный человек.
Сама Тамара Дмитриевна приехала в Нижнюю Туру в 1980 году. Соничеву нужен был хороший сметчик из проектного института.
Тамара Дмитриевна после окончания института в Ленинграде по распределению приехала в Свердловск, потом в Березняки. Проработав там шесть лет на производстве, ушла в проектный институт. Попав из проектного в маленькую Нижнюю Туру, хотела уехать обратно, но Соничев уговорил остаться.
Замечаний на полтора миллиона
Рассказала Тамара Дмитриевна такой случай:
– Для машиностроительного завода проекты выполнял Красноярский проектный институт. Летать туда мне пришлось два раза: по проекту АТС и по цеху ХТО. По цеху у меня замечаний получилось аж на полтора миллиона. А переутверждать смету нужно было в Москве, в министерстве.
Из Красноярска приехала целая делегация: конструкторы, сметчики во главе с главным инженером Романовским. Они не поверили, что допустили столько ошибок, и приехали убедиться. Убедились.
Чуть позже я поняла, почему так вышло. Цех ХТО очень большой, при проектировании его разбили на пусковые комплексы, от одной оси до другой: первый пусковой, второй пусковой. Между ними ставилась перегородка. Там, где один комплекс заканчивался, должна быть конструкция, которую в Красноярске и пропустили, в смете не учли.
Также имелись замечания по земляным работам. Там, где должны были стоять громадные станки, под них делали фундаменты. А чтобы туда могла проехать большая техника, нужно было уплотнить грунт, сделать засыпку щебнем. Это тоже не учитывалось. Были замечания и по кровле. Вот в общей сложности и набралось на полтора миллиона.
Лучшие строители
В СМУ-3 было несколько строительных участков. Тамара Дмитриевна вспоминает, что начальником участка, который строил жилые и социальные объекты НТМЗ, был Александр Стефанович Егоренков, ответственным за производственное строительство машзавода – Александр Григорьевич Сотников, потом Храповицкий*. Жилой поселок и цеха ЗМИ строил участок Михаила Васильевича Юдицкого, а строительством цеха акмигран руководил Александр Викторович Кузнецов. Начальником участка, который строил совхоз «Таежный» и очистные, был Андреянов*.
Строители СМУ-3 считались одними из лучших на Урале. Тамара Дмитриевна рассказала, что они возводили объекты не только в Нижней Туре. Так, в Нижнем Тагиле СМУ-3 построено два пятиэтажных дома. В Красноуральске – несколько цехов завода. Везде работников СМУ-3 очень хвалили за качество и профессионализм.
А вот когда СМУ-3 строило асфальтовый завод, там был допущен небольшой брак. И куратор стройки от дорожников недоумевал: «Что вы там наделали? Вы лучшие строители! Я вообще не ожидал от вас!».
Красный уголок
Был в СМУ-3 свой красный уголок, своего рода музей, который по крупицам в свое время собирал Романов*. Когда-то он был заместителем директора СМУ-3. После выхода на пенсию В. И. Соничев попросил его заняться музеем.
Стояли в красном уголке стеклянные витрины с разными экспонатами: геодезическими приборами, мастерками, касками и прочим. Было в музее СМУ-3 и много фотографий. А украшали красный уголок портреты руководства СМУ-3, которые были выполнены женщинами-работницами к 23 февраля.
В 1990-е годы, когда пришли новые руководители, все куда-то делось. Сохранилось ли хоть что-то, и где может находиться, Тамара Дмитриевна не знает.
Может быть, у кого-то из наших читателей есть материалы и фотографии, имеющие отношение к истории легендарного СМУ-3? Просим вас поделиться ими с редакцией газеты «Время».
* К сожалению, имя и отчество этих людей наша собеседница не вспомнила.
Уважаемые читатели!
Помогите нам собрать историю исчезнувших, но не забытых предприятий, включая СМУ-3.
Звоните: +7 (900) 031-20-63.
Пишите: web@vremya-nt.ru или в сообщения наших групп в социальных сетях.