Почему Николаевский завод просуществовал всего десять лет и какая судьба ждала его дальше?
Свой вклад в развитие производства оружия в XIX веке внесли и нижнетуринские заводы. Но оружейное дело просуществовало недолго. Почему – в нашем историческом экскурсе.
Первые опыты
В 1801 году Андрей Федорович Дерябин, начальник Гороблагодатских, Камских и Богословских заводов, впервые посетил Ижевск и ужаснулся ветхому состоянию фабрик по производству оружия.
Дерябин начал преобразование заводов, создал новый проект оружейного завода, и уже в 1807 году по его распоряжению часть мастеровых Нижнетуринского железоделательного завода была переведена на Ижевский оружейный завод.
В этом же году на Нижнетуринском заводе были построены два каменных корпуса оружейных мастерских для обучения мастеровых оружейному делу. Но в связи с передачей Ижевского завода в военное ведомство в 1809 году строительство было остановлено.
Спустя почти 20 лет, в 1828 году, ученый-химик Константин Павлович Галляховский совместно с русским металлургом, профессором Санкт-Петербургского горного института Василием Васильевичем Любарским, провели на Нижнетуринском заводе опыты по получению новых видов сплавов. Необходимость этих исследований объяснялась тем, что пушки, изготовляемые Верхнетуринским заводом, не выдерживали контрольной пробы по количеству выстрелов.
Галляховским и Любарским был предложен «новый пушечный металл» – сплав железа, меди, олова. Из нового сплава на Нижнетуринском заводе отлили трехфунтовый единорог. После окончательных исследований в Перми новый сплав был рекомендован не только для пушек, но и для производства разных иных механических изделий.
Большие надежды
С 27 марта 1837 года главным начальником горных заводов Урала был назначен Владимир Андреевич Глинка. Не достигнув и двадцати пяти лет, он был уже подполковником и ветераном нескольких войн. К моменту вступления в должность произведен в генерал-лейтенанты от артиллерии.
Состоянию заводов главный горный начальник уделял особое внимание («можно биться об заклад, что не только по долгу службы, но и под влиянием своего боевого опыта», – как вспоминают современники).
Годы правления Глинки отмечены рядом заметных достижений в производстве вооружения на Урале. В это время златоустовский металлург Павел Аносов создал легкие панцири для кирасиров, выдерживавшие удар пули с шестидесяти шагов. По замыслу же В. А. Глинки во второй половине ХIХ века начинается строительство Николаевского оружейного завода. Глинка полагал, что завод станет крупнейшим на Урале, и прилагал немало личных усилий для этого. Он сам изучал опыт оружейников бельгийского города Литтиха, переманивал их на российскую службу, вел переписку с Францией и посылал специалистов на выучку в Британию.
Новый завод
Место для нового завода выбрали в трех верстах от Нижнетуринского железоделательного завода (современная территория машиностроительного завода «Вента»).
Для строительства были закуплены мастеровые из Бемышевского завода в Елабужском уезде Вятской губернии и из Авзяно-Петровских заводов Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. Руководить строительством завода был назначен полковник Заводовский, а место под строительство освящал протоиерей Суворов.
По приказу генерала В. А. Глинки в 1851 году для нового завода была закуплена за границей машина газового освещения, в 1854–1850 годах привезены станки и оборудование. Еще находясь в стадии строительства, завод уже выполнял отдельные операции по отливке пуль и изготовлению ружей, гильз, штыков, снарядов, бомб.
На заводе было организовано 12 цехов: кузнечный, штыковой, литейный, ствололитейный, товарный, плотницко-строительный, приборный, инструментальный, столярный, замочный, механический, конюшенный. Рабочих было 340 человек. Жили работники оружейного завода в деревнях Александровка и Косая речка. Само местонахождение завода было названо «Новый завод».
Ружейных дел мастера
В строительстве завода принимал участие, а затем и работал в его цехах крепостной Константин Бобров. В процессе работы он получил увечье, остался без руки и был уволен. Получив вольную, ушел с завода и взял с собой пулелейку – приспособление для отливки пуль. Она бережно хранилась членами его семьи и впоследствии была передана в Нижнетуринский краеведческий музей его внуком, Михаилом Александровичем Бобровым.
Вместе с Константином Бобровым на заводе работали известные в Нижней Туре мастера-оружейники М. И. Каленев, С. А. Муравьев, С. А. Толмачев. На заводе работали и иностранные мастера: Гарди, Кажо, который скончался и похоронен в Нижней Туре.
Заводской комплекс
Одновременно со строительством оружейного завода велось сооружение металлических оград и каменных стен вокруг здания завода. Возводились двухэтажные дома для двух помощников начальника завода, канцелярия, были построены два одноэтажных дома с мезонинами и фронтонами, деревянные дома для заводской полиции, конторы, почетных посетителей, заводских писарей. Были построены 12 бань, баня при казарме, 11 жилых домов, караульный дом, железнодорожные пути.
В настоящее время из этого огромного комплекса зданий полностью сохранилось только одно. Это здание Нижнетуринского городского суда по улице Малышева, дом 11.
Несбыточная мечта
В 1862 году в Петербурге скончался Владимир Андреевич Глинка. С уходом генерала Глинки завершилась целая эпоха в истории горнозаводского Урала. Надо сказать, дело было не только в нем – изменилась ситуация в промышленном мире. Став несбыточной мечтой генерала В. А. Глинки, видного государственного деятеля в Уральском регионе, Нижнетуринский окружной Николаевский оружейный завод просуществовал всего десять лет.
В 1862 году устаревшая технология производства гладкоствольного оружия привела к закрытию завода, который так и не набрал запланированной мощности. Оборудование и часть мастеровых были перевезены в Ижевск. Остальным работникам был присвоен статус вольных хлебопашцев, и многие из них вернулись в свои родные края.
«Уральский Шлиссельбург»
Более двадцати лет заводские помещения находились в бесхозном состоянии. Лишь в 1889–1893 годах силами Верхотурского земства цеха были переоборудованы в тюремные камеры. Позднее это заведение получило официальное название: «Нижнетуринское Николаевское исправительное арестантское отделение», более известное под названиями «Николаевские роты» или «Уральский Шлиссельбург». Здесь отбывали заключение Я. М. Свердлов, И. М. Малышев, Ф. А. Сергеев (Артем).
В советские годы «Уральский Шлиссельбург» стал тюрьмой № 2 НКВД, здесь же находилась промколония № 9 НКВД. В ней отбывал наказание Петр Якир, сын командарма Ионы Якира. Тюрьма была закрыта в 1946 году.
В 1956 году на территории бывшего завода и бывшей тюрьмы был размещен ремонтно-механический завод и деревообрабатывающий комбинат, которые были подчинены строящемуся заводу «Электрохимприбор» (г. Свердловск-45). В 1957 году на этой базе был организован завод «Сантехдеталь», впоследствии переданный в Седьмое главное управление. Под руководством Главного управления завод сразу же приступил к реконструкции и строительству новых цехов, оснащенных хорошим универсальным оборудованием. Приказом № 080 от 4.03.1966 года завод «Сантехдеталь» был переименован в Нижнетуринский машиностроительный завод.