Какую тайну хранит памятник китайскому полку на Вые и что расстроило родных командира полка Жень Фученя во время первого визита в Нижнюю Туру
Мы продолжаем листать архивы «Времени» и вспоминать и вспоминать интересные факты из жизни Нижней Туры. Эту историю нам рассказал краевед Юрий Иванович Ковалев. Летом 1988 года на станцию Выя впервые приехали родственники командира батальона китайских добровольцев Жень Фученя. Но мало кто знает, что сын Жень Фученя Жень Дунлян и его семейство остались тогда недовольны поездкой в наши края и с огорчением в сердце вернулись на родину.
Как искали родственников китайского командира
А начиналось все обыденно, с добрых намерений, с желания разыскать родных и близких уроженца Китая, который жил, сражался и погиб в годы Гражданской войны в уральских краях. Первопроходцем в этом направлении был Олег Николаевич Лузянинов, нижнетагильский журналист и писатель, много лет своей жизни посвятивший изучению темы Гражданской войны на Урале. Он начал вести переписку с дипломатическими миссиями посольств и консульств в Москве и Китае. Затем к поискам подключился нижнетуринец Василий Прокопьевич Балыков, строитель по специальности и филателист по увлечению, в коллекции которого было множество почтовых марок, посвященных Китаю, и почтовых знаков самой Китайской Народной Республики. Юность и молодость Василия Ильича прошли в китайском городе Харбине, поэтому его очень заинтересовали поиски родственников китайского командира.
Вскоре к работе по подготовке материалов для запросов и по сбору информации, поступавшей из КНР, подключились Свердловский областной и Нижнетуринский городской комитеты партии, а также Нижнетуринский городской музей. Общими усилиями удалось разыскать родственников Жень Фученя. Из китайского посольства пришло извещение о месте их проживания. В свою очередь, с нашей стороны последовало официальное приглашение на посещение исторического и памятного места, где оборвалась жизнь и находится захоронение легендарного китайского командира.
Абсурдные подозрения
В июле 1988 года на Урал приехал сын Жень Фученя Жень Дунлян с женой Сун Фэнцинь и внуком Жень Гунвэем. Из Свердловска почетные гости в сопровождении работников аппарата обкома КПСС и сотрудников КГБ прибыли на станцию Выя, где их встретили работники Нижнетуринского горкома партии и горисполкома во главе с первым секретарем В. Н. Аристовым, представители общественности города.
На перроне была развернута небольшая филателистическая выставка, посвященная Китаю, которую подготовил и оформил В. П. Балыков.
Но программа пребывания китайских гостей на нижнетуринской земле была сжата до предела, как объяснили сотрудники службы безопасности – из-за находившегося рядом секретного объекта (г. Свердловск-45, ныне г. Лесной). По этой же причине китайцев не повезли в городской музей, где их ждали, где по распоряжению партийных органов для них был оформлен объемный раздел о боевом пути китайских добровольцев.
Абсурдно и смешно, что два пенсионера и двое молодых людей (один из них – переводчик), по мнению сотрудников наших спецслужб, могли представлять опасность для хорошо охраняемого секретного объекта.
Бегло посмотрев выставку марок, даже не получив возможности послушать рассказ и пообщаться с ее автором, гости направились к памятнику, установленному и торжественно открытому с торца железнодорожного вокзала станции Выя буквально за месяц до их приезда. Здесь они возложили цветы и зажгли поминальные свечи. После небольшой траурной речи Жень Дунлян в надежде, что именно здесь захоронено тело его отца, рассеял из урны землю с могилы жены Жень Фученя, привезенной из Китая. На этом траурная церемония закончилась. Китайские гости, попрощавшись с нижнетуринцами, поехали обратно в Свердловск.
В действительности все иначе, чем на самом деле
В дороге ехавший с ними О. Н. Лузянинов уговорил областное партийное руководство и сотрудников КГБ заехать к нему домой в Нижний Тагил, чтобы по русскому обычаю угостить званых гостей. В доме уже все было готово к приезду гостей. Застолье было скромным, но обильным: щи, пельмени, огурцы, помидоры, различные консервированные закуски, приготовленные гостеприимным хозяином из овощей, выращенных на своем приусадебном участке. Гостям были предложены десерты и наливки из ягод – опять же с садового участка радушного хозяина.
За недолгой трапезой, которая длилась около часа, Олег Николаевич успел рассказать гостям из Китая о фактах гибели и настоящем месте захоронения китайских бойцов-добровольцев и их командира. О том, что они похоронены в братской могиле, находящейся на противоположной стороне от Выйского железнодорожного вокзала, за железнодорожными путями. Что именно здесь захоронили погибших местные жители, и после отступления белогвардейских войск в 1919 году был установлен первый деревянный обелиск. К К 40-летию освобождения Урала от Колчака, в 1959 году, старый памятник был заменен железобетонным.
В 1988 году, к приезду родственников китайского командира в наши края, состоялась торжественная церемония мнимого перезахоронения останков погибших – с поверхности братской могилы было взято три-четыре саперные лопатки грунта, который перенесли к новому обелиску, установленному в небольшом садике у железнодорожного вокзала.
Узнав правду о настоящем месте захоронения, наши гости поблагодарили О. Н. Лузянинова за рассказ и радушный прием, а в адрес работников обкома партии посетовали, что те не сказали им всю правду.
Вот и мы, ныне живущие, должны знать правду и помнить о трагических событиях в истории нашего края, о местах, где они происходили, и о памятных знаках, напоминающих нам о них.