О традициях и модном перевороте в школьной форме
Яркий макияж, розовые волосы и рваные джинсы в сочетании с безразмерными толстовками. Сегодня нередко именно так выглядят школьники. Неужели уставы школ допускают такой внешний вид учеников?
Мы спросили учащихся и педагогов нижнетуринских школ, что они думают о неформальной внешности некоторых школьников.
Быть «в топе»
По мнению учеников-неформалов (в основном это учащиеся 6–9-х классов), это очень модно: «Да, нам это нравится. Мы чувствуем себя "в топе", у нас много единомышленников. Наши родители не против такой внешности. Что тут такого? Мы ходим в школу, учимся на 4 и 5, на успеваемость это не влияет».
Казалось бы, все здорово. Дети хорошисты и отличники, не забывают про учебу, на уроки ходят. Но не в классической форме, а как персонажи японских мультфильмов аниме. Дети позволяют себе перекрасить волосы в сиреневый цвет, нанести яркий и неподобающий школе макияж.
Возникает ряд вопросов: разве можно в таком виде появляться в школе? Куда смотрят родители, отправляя ряженого ребенка в школу? Почему школы терпят нарушения устава?
Проявить и обратить
Социологи считают, что таким образом дети хотят проявить себя, обратить внимание на свою персону. Дети «подсели» на аниме, компьютерные игры, выбрали понравившихся героев и начали их дублировать своей внешностью, порой даже очень удачно и красиво.
Никого не осуждаю
С неформалами из средней школы все понятно, а что думают по этому поводу старшеклассники.
Дмитрий Гаврушев, 11-й класс:
– Я спокойно отношусь к такому выбору. Никогда не осуждал никого за смену имиджа, не имею на это права. Да, у меня есть одноклассница, которая решила сделать свой образ более ярким. Я могу ее только поддержать, мое отношение к ней как к человеку не изменилось, равно как и мнение одноклассников.
Поймать грань разумного
Анна Безрукова, 11-й класс:
– Следование моде и самовыражение – это то, что присуще многим ученикам. Я положительно оценю выбор своей одноклассницы, если она придет в школу в неординарном образе.
Считаю, что эксперименты на то и даны, чтобы все попробовать. Ребята, которые выглядят как мультяшки, мне нравятся, поскольку зачастую это выглядит очень интересно, ярко и необычно, вызывая положительные эмоции.
Я считаю, что это их выбор, и довольно правильный, пусть лучше этим увлекаются, а не гуляют в плохих компаниях и пробуют запрещенные препараты и сигареты. Здесь они на виду, безобидное хобби намного лучше вредных привычек.
Лично я за натуральность, мне не интересны искусственные губы и ресницы. Да, я делаю ногти, мне это по душе, я ухаживаю за своей внешностью. Я уловила ту грань, где нет перебора и я не похожа на серую мышку.
Красота - она внутри
Диана Сабирзянова, 11-й класс:
– Я за классику в школе. Пусть это не форма, но деловой внешний вид. Толстовки, кеды, спортивные костюмы, футболки – пожалуйста, но на физкультуру либо в свободное от учебы время.
Что касается разного рода инъекций, наращивания ресниц – это неприемлемо в школе, в столь юном возрасте не стоит себя уродовать и скрывать свою личность за искусственной маской. Лучше показать себя как грамотного человека, умного и начитанного, что принесет намного больше пользы в жизни.
Типовые требования
Кстати, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», школы «устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
В Свердловской области типовыми требованиями установлены варианты повседневной, парадной и спортивной одежды школьников.
Так, повседневная одежда для мальчиков состоит из брюк классического кроя, пиджака, жилета, сорочки и аксессуаров (галстука и поясного ремня).
Для девочек: юбка, брюки классического кроя, пиджак, жилет, сарафан либо платье, дополненное черным фартуком, непрозрачная блуза, аксессуар (шарф, галстук, поясной ремень).
А что на голове?
Но вот о прическах школьников – ни слова. То есть школа не имеет права диктовать ученику, какую прическу можно носить, а какую нельзя? С другой стороны, типовые требования Свердловской области прямо указывают на деловой стиль одежды, который подразумевает собой аккуратно уложенные, заплетенные и чистые волосы.
Доброе соглашение
В соответствии с типовыми требованиями школы устанавливают свои определенные ограничения, фиксируя это в локальных нормативных актах, основа которых формируется из результатов договоренностей учителей, родителей и детей.
Анна Александровна Боровкова, классный руководитель 8-го класса:
– У нас в классе быстро нашелся компромисс между учителем, детьми и родителями.
Обсудили внешний вид учеников, выслушали все пожелания. Определили цветовую гамму и выяснили, что у мальчиков это должны быть сиреневые или голубые рубашки, кто хочет – может галстук, джемпер, жилет. Но именно в той цветовой гамме.
Девочки выбрали черный цвет – юбочки, деловые платья, брючки, возможны и цветные блузки, но не кричащих цветов.
С родителями строгий уговор, если ребенок приходит в чем попало, например в толстовке или спортивном костюме, и далек от договоренностей, его не отстраняют от уроков переодеваться, а делают замечание родителям. Поэтому абсолютно все соблюдают правила, не нарушая дисциплины.
Что касается разноцветных волос и длинной челки, закрывающей глаза, – для меня это неприемлемо, поскольку это, как минимум, испорченное зрение.
Будь самим собой
Светлана Владимировна Волкова, классный руководитель 7-го класса:
– Считаю, что самовыражаться надо в свободное от учебы время, в каникулы, на выходных, пожалуйста, как угодно, как нравится, но никак не в школе.
Школа – это учебное заведение, где должна присутствовать классика, деловой стиль, и, естественно, никакого «боевого» макияжа, никаких ярко-красных волос.
Я стараюсь делать аккуратные замечания школьникам, которые не соблюдают устав школы, стараюсь, чтобы моя просьба к ученику была услышана и понята правильно.
Также провожу беседы с родителями, уже более серьезными словами нахожу, подход к каждому. И меня, конечно, радует, что к мнению учителя все же большинство прислушивается.
Что касается косметики – раз уж девочка хочет почувствовать себя взрослой, то пожалуйста – легкий макияж, но все же не в 7-м классе. Я за естественную красоту и здоровье своих подопечных.
– Если подросток решил изменить внешность – покрасить волосы, сделать пирсинг или татуировку – родитель должен стать для него союзником, считают психологи. Не нужно отговаривать ребенка и тем более ругать, иначе он закроется и озлобится
– Хочет покрасить волосы – запишите его к хорошему специалисту, который подскажет более щадящие краски, подберет правильный уход
– Хочет ребенок сделать пирсинг – выберите вместе сережку, запишите ребенка в хорошую медицинскую клинику
–Главное – ребенок должен чувствовать в родителу поддержку и заботу, а не видеть первого врага
Юристы говорят, что администрация школы по закону может устанавливать требования только к школьной одежде. Цвет волос, прическа, маникюр и пр. к понятию "одежда" отношения не имеют, а значит, школа не вправе запрещать, например, пользоваться косметикой
Как, по-вашему, должен выглядеть современный школьник? Вы за школьный дресс-код или против?
Пишите в сообщения нашей группы во «ВКонтакте» или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.