Опасны ли для детей игрушки-монстры
Какие эмоции у ребенка вызывают игрушки-монстры? Почему они так популярны? Стоит ли родителям беспокоиться, если ребенок просит купить монстра? Когда игрушка-монстр может помочь ребенку и причем тут климат в семье?
На эти вопросы отвечают психологи.
Воспитанные на Бабе Яге
Игрушки-монстры вызывают эмоции, а для психики все эмоции важны, утверждает Олеся Кучай, практикующий психолог, автор более 20 индивидуальных и групповых курсов:
– В первую очередь необходимо понять, что плохих эмоций не бывает. Важно, как вы используете ту или иную эмоцию.
Чтобы понять, опасны ли для детей отрицательные персонажи, оглянитесь на фольклор, на котором были воспитаны многие поколения. Среди героев сказок Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга, Леший, Водяной и так далее.
Некоторые герои под влиянием культуры превратились из отрицательных персонажей в положительных или нейтральных, например, русалки, которые по легендам соблазняли и топили мужчин, или Дед Мороз, который считался злым духом у славян. А вот Баба Яга, например, изначально была нейтральным героем, проводником в потусторонний мир.
Детский городской фольклор советского периода полон страшилок про черные руки, гроб на колесиках. Да что там говорить, не одно поколение сегодняшних взрослых вызывало пиковую даму!
Доля агрессии должна присутствовать
– Мозг ребенка знает, какую эмоцию необходимо изучить, и делает это через игру. Именно через игру мозг учится в безопасной ситуации проживать страх.
Лучшее, что могут сделать родители, – наблюдать за ребенком во время игры, так родители могут узнать много информации о своем чаде.
Определенная доля агрессии должна присутствовать в игре. Если ее совсем нет, надо задуматься и присмотреться к ребенку. Если в игре присутствует слишком много агрессивных элементов, нужно идти к психологу, и это нормально.
Помните, что игрушка, которую выбрал ребенок сам, какой бы страшной она вам ни казалась, не может спровоцировать агрессию или отрицательные эмоции, она поможет только высвободить то, что уже существует. Поэтому во всем важен баланс.
Страх как защитный механизм
– Играйте вместе с детьми – с помощью такой домашней терапии вы поможете ребенку управлять своими страхами. Если ребенку запрещать такие игры, то к пубертату мы получим человека, который либо не умеет справляться со своими страхами, либо подавляет эмоции.
Необходимо помнить, что страх – это наш защитный механизм и постоянный спутник. У каждого возраста есть свои страхи. Страх – это показатель готовности к неизвестному и новому. Учитесь бояться вместе со своими детьми и наслаждайтесь совместными страшно веселыми эмоциями.
Расколдовать принца
Любовь Григорович, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа, доктор психологических наук, профессор:
– Внешне страшные игрушки и страшные сказочные персонажи существовали всегда, и часто это не означало плохой характер таких персонажей. Достаточно вспомнить заколдованных внешне ужасных Щелкунчика или Чудовище из «Аленького цветочка».
Девочки, по моим наблюдениям, чаще просят купить им такого монстра, чувствуют себя на месте Мари или Настеньки, надеясь «расколдовать» принца.
Кроме того, любой ребенок стремится обладать игрушкой, которая вызывает у него и окружающих сильные эмоции. С игрушкой-монстром это сделать проще.
За просьбами ребенка купить Хаги Ваги и ему подобных кроме стремления изменить мир к лучшему или детской демонстративности могут стоять и другие причины. Например, интуитивное желание научиться контролировать свой страх или сделать что-то наперекор родителям.
Важно не зацикливать внимание ребенка на игрушке-страшилке, следить за тем, чтобы она не стала его единственной игрушкой, без которой он не может жить.
Подумать о последствиях
Валерия Кулешова, педагог-сказкотерапевт:
– Игрушка-монстр вызывает сильные эмоции у ребенка, потому и нравится. Также это способ привлечь к себе внимание.
Однако все, с чем сталкивается ребенок, влияет на его развитие, формирование психики и мировоззрения. Поэтому нужно осознавать и последствия от игры с такими игрушками. Я считаю, что игрушки должны быть гармоничными.
Ключевая деятельность дошкольника – это игра. Вот и представьте. Сидит ребенок, играет с монстром, проигрывает конкретные сценарии, которые может использовать в дальнейшей жизни.
В игре дети понимают, как будут вести себя в будущем, и выбирают для себя определенную роль. Какую ребенок выберет роль для себя, если играет с монстром и моделирует в игре его поведение?
Прежде чем купить такую игрушку своему ребенку, подумайте, хотели бы вы себе такую. Мне бы хотелось, чтобы родители воспитывали детей на хороших примерах, сея доброе и разумное. Жестокость этого мира они еще успеют увидеть.
Удивительная психика
– Детская психика всегда старается выжить в окружающем мире и делает для этого удивительные вещи. Например, существует идентификация с агрессором. Анна Фрейд когда-то описала пример такой идентификации.
Она рассказала о маленькой девочке, которая боялась ходить по темному коридору, так как думала, что там живет привидение. Однажды она бесстрашно прошла по нему, странно размахивая руками. У девочки спросили, что же она делает. И она ответила, что она сама – привидение. То есть она идентифицировала себя с агрессором (привидением), чтобы выжить (перестать бояться).
Получается, что ребенок тянется к пугающей игрушке, ища в ней защиту от этой самой игрушки или кого-то еще.
В тени психики
– Есть еще одна особенность психики – тень. Тенью становятся те свойства психики, которые ребенку запрещают проявлять. Например, ему запрещают быть ярким, громким или агрессивным. Эта тень никуда из ребенка не уходит, а просто вытесняется в подсознание и оттуда рулит им всю жизнь.
В таком случае ребенок может искать кого-то, кто за него эту тень проявит, то есть будет ярким, громким или агрессивным.
Например, если родитель запрещает ребенку проявлять злость и отстаивать границы, то ребенок может начать делать это через игрушки-монстры.
Держать баланс
– И в случае идентификации с агрессором, и в случае с тенью страшные игрушки никак не вредят, а наоборот, помогают ребенку держать внутренний баланс.
Начните с себя
– Ребенок всегда является симптомом семьи. И если вам кажется, что нужно корректировать поведение ребенка, то в первую очередь посмотрите на то, что происходит между взрослыми. Даже если вы отведете малыша к детскому психологу, а погода в доме не поменяется, то ребенок всегда будет возвращаться к исходному состоянию после общения с родителями.
Если же вы наберетесь смелости посмотреть на свои семейные трудности честно и сами их решите, то, вероятнее всего, ваш ребенок сам по себе придет в баланс и, возможно даже, больше не будет нуждаться в пугающих игрушках или чем-то еще.
Если ребенку запрещать играть в страшилки, то к пубертату мы получим человека, который либо не умеет справляться со своими страхами, либо подавляет эмоции
В игре дети понимают, как будут вести себя в будущем, и выбирают для себя определенную роль
Девочки чаще просят купить им игрушку-монстра, за этим кроется желание «расколдовать» принца
А что вы думаете об игрушках-монстрах? Покупаете ли такие игрушки своим детям? Пишите в сообщения нашей группы во «ВКонтакте» или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.