Один день из жизни автоинструктора
Рабочий день инструктора по вождению сопряжен с опасностью – то ученик норовит уехать в кювет, то перепутает педаль тормоза и газа или задумается на повороте.
Сегодня об изнанке профессии рассказывает автоинструктор ДОСААФ Нижней Туры Никита Бедрин.
Утро начинается не с кофе
Вот уже третий год подряд каждый мой рабочий день начинается в 6:00. Первым делом проверяю сообщения в телефоне, а также пропущенные звонки – 9 человек хотят еще «покататься», один заболел, другой только спать ложится, на празднике был.
Выбрал пять человек, которым действительно нужно все повторить за рулем, у троих завтра экзамен. Пошел греть автомобиль, откапывать его из снега.
Шумахер
В 8:00 первый ученик, занятие длится 1,5 часа. Юноша обучался прилежно, за рулем чувствует себя уверенно, но любит превышать скорость, что на экзамене может помешать. Значит, сегодня будем еще раз повторять все маневры и держать скорость в соответствии со знаками и правилами.
Экзаменационный маршрут – это не одна улица, а целая система с перекрестками, светофорами, пешеходными переходами, ж/д-переездами. Проехали с курсантом первый круг. Знак «20», видимо, для пешеходов, а не для него. Молчу. Остановился там, где нельзя. Все, считай, экзамен не сдан.
– У тебя завтра экзамен, ты что творишь?! – бужу ученика. Еще раз повторяем с ним теорию, поехали. И до конца занятия без происшествий.
Резкий тормоз
Ученики очень часто путают поворот направо и налево. Делают это и девушки, и парни. Иногда случается и так, что путают педали газа и тормоза, тут спасает только опыт и реакция.
В 10 часов на парковке возле магазина за руль садится девушка. Трогается с места и чуть не заезжает в магазин через окно – перепутала педали газа и тормоза.
Специально ставлю машину так, чтобы ученик отъезжал задним ходом. Выехали с горем пополам. Теперь нужно ехать вперед, но заднюю передачу ученица переключить забыла. Резко торможу.
Спустя какое-то время ученица при повороте смотрит на рычаг переключения передач, а не на дорогу, в результате едет в забор. Опять пришлось вмешиваться в управление. Девушка переживает из-за каждой ошибки, но по-другому никак.
Медленный газ
В 14:30 следующая ученица, у нее страх езды по городу. На автодроме училась прекрасно, все выполняла с изумительной четкостью, быстро и уверенно.
Только выехали в город – истерика, слезы, бросает руль. Что делать? Предложил проехать по объездной дороге на Минватный к парковке ГИБДД, будем пробовать там.
– Машин немного, просто отвези меня туда, – говорю ей, – давай медленно поедем, и светофоров по пути нет.
Сработало, девушка успокоилась и довезла меня до места.
Как только увидела первый светофор, заглохла посреди перекрестка. Снова испугалась, бросила руль и педали. У меня одна секунда привести ее в чувство, запустить машину и тронуться. В общем, страшно было и мне. Благо водители поняли, в чем дело, и остановились вовремя.
Весь урок сложно получалось ехать даже под диктовку, тормозила так, что у меня кепка с головы слетала.
Результат работы
В 16:30 в машину садится 18-летняя Анна. У нее завтра пересдача. В прошлый раз из-за волнения забыла про поворотники.
Все полтора часа просто говорю ей команды, и она их выполняет настолько уверенно и правильно, что создалось впечатление, что она уже давно за рулем. Ни одного нарекания. По несколько раз одни и те же задания. Вот пример ученика, готового к сдаче экзамена. Ни одной ошибки, ни одного штрафного балла. И это в метель на скользкой дороге. Вот результат моей работы.
– Завтра Аня СДАЕТ экзамен. Верно, Аня?!
До автоматизма
В 18:00 у меня последняя ученица на этот день, будем ездить во время интенсивного движения. Женщина готовится к экзамену в ГИБДД.
По городу едет прекрасно, а вот с парковками сложнее, поворотники забывает включать. Все полтора часа будем отрабатывать именно этот навык. Если потребуется 50 раз припарковаться, значит, будем парковаться 50 раз.
Моя задача объяснить, что обучение вождению заключается в исправлении своих же ошибок. Ну и быть начеку, чтобы обеспечить безопасность нашу и окружающих.
Опасные маневры
Почему пяти уроков вождения недостаточно, чтобы сдать на права? Когда лучше учиться вождению? И как связан рецепт борща с уроком вождения? Рассказывает автоинструктор Никита Бедрин.
Трудный старт
Что самое важное в обучении?
– Желание научиться ездить правильно. Особенно это касается молодежи 18–19 лет. В основном у них установка такая: я сейчас похожу на 5–10 занятий, инструктор за меня понажимает на педали, покрутит руль, и я готов водить, готов получить права.
Но так не бывает. Если человек сам ничего не делает на вождении, не пытается понять, запомнить, применить, если нужно, отработать не один десяток раз, то каким бы профессионалом ни был инструктор, ничего не получится.
Что для ученика самое сложное на первом этапе?
– Я обучаю вождению на механике. Для большинства курсантов сложно тронуться с места. Во-первых, они не в ладах с автомобилем, ничего не понимают, бросают педали, сильно газуют и глохнут.
Мы работаем над этим на первых занятиях очень тщательно. Я могу потратить все время в первые два дня на то, чтобы человек научился плавно трогаться. На первой передаче трогаемся, останавливаемся и так далее. Это приходит только с опытом.
Борщ на «Титанике»
Проще работать с женщинами или мужчинами?
– Конечно, легче работать с женщинами. Они внимательнее и старательнее, делают все как положено, как «по инструкции». Одна ученица мне даже сказала, что вождение – это как борщ варить. Сначала воду кипятим – заводим двигатель, солим – настраиваем зеркала, режем овощи – сцепление и передача, опускаем мясо – опускаем ручник. И варим полтора часа – катаемся по городу. Доварили, выключили газ – припарковались и заглушили двигатель.
У мужчины же, как правило, если начинает что-то получаться, он уже супергерой: «Я все могу! Погнали! Не указывай мне тут!» И привет, сугроб или кювет.
Когда ученик входит в ступор на дороге, что делать?
– Да, такое бывает. Вцепится курсант в руль, как будто на тонущем «Титанике», и будь оно как будет. Прежде всего съезжаем с дороги, выходим на улицу и дышим глубоко. Ему необходимо прийти в себя. Это нормальное явление – непонятные перекрестки, полосы движения, «а где тут лево», три педали, метель, развороты на узких дорогах, обгоны. Все очень страшно, непонятно, а еще и на знаки надо смотреть.
Время научиться ездить
В какое время года лучше учиться водить?
– Летом научиться проще. Нет сужения дорог из-за снега, нет наледи и колеи, нет метели и видимость очень хорошая. Но тем, кто учился зимой, в другие сезоны легче ездить. Они уже прошли серьезные испытания с инструктором, научились выезжать из колеи или входить аккуратно в поворот на гололеде.
А «летним» ученикам, наоборот, придется самостоятельно привыкать к сложностям зимней дороги. Многие из них переходят в пеший режим до весны, боятся.
Сколько нужно занятий, чтобы сдать экзамен?
– Количество индивидуально. У нас по программе 56 часов, за которые дается основа – навыки проезда перекрестков, основных маневров. Все это помогает сдать ученику экзамен.
Но основные навыки вождения человек получает самостоятельно, уже после экзамена, только через личный опыт без инструктора рядом.
За три года работы в автошколе Никита выпустил более 200 человек, которые стали счастливыми обладателями водительского удостоверения
ТОП–5 ошибок на экзамене в ГИБДД, которые допускают курсанты
- Несоблюдение скоростного режима
- Забывают включить нужный поворотник
- Не смотрят по сторонам, переезжая ж/д-пути
- Не включают знак аварийной сигнализации, когда заглохли в процессе езды
5. Не слышат команду инспектора ГИБДД и выполняют ненужные маневры