Школьные музеи должны обрести вторую жизнь
Хотим ли мы, чтобы наши дети росли Иванами не помнящими родства? Если нет, то что поможет нам дать подрастающему поколению правильные жизненные и нравственные ориентиры? В конце концов – где должна жить память?
Анатолий Пономарёв, ветеран педагогического труда, директор школы № 7 с 1980 по 1993 годы, в декабре прошлого года издал брошюру «Моя школа». В ней он попытался систематизировать свой педагогический опыт и рассказать о лучших наработках, которые, на его взгляд, нужно возвратить в сегодняшнюю жизнь.
Самым большим достижением и самой большой болью дня сегодняшнего Анатолий Николаевич называет музей школы № 7. А почему? Слово – уважаемому автору.
Рождение легенды
«На одном из собраний коммунистов школы из уст ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного учителя школ Российской Федерации Медведева А.М. прозвучала идея о создании в школе музея истории народного образования Нижнетуринского района. Эту идею поддержала Маклакова Э.И., директор завода минераловатных изделий. Был создан штаб по созданию музея в составе Пономарёва А.Н., Медведева А.М., Павловского О.А. (художник-оформитель в ЗМИ).
Была выделена комната для музея, составлен план его создания. Начался сбор материала. Привлекались архивные данные. Но немалую роль сыграл материал, который учащиеся и учителя школы собирали в деревнях, поселках района, беседуя со старожилами. Собирали письма, фотографии, школьные документы. Собранный материал необходимо было систематизировать, выделить главное, не пропустить ни одно образовательное учреждение района.
Памяти фронтовиков
Чтобы это выполнить, в помощь Медведеву А.М. (руководителю музея) была направлена группа учащихся с хорошим почерком, желающих работать с документами. В создании музея это была самая длительная и кропотливая работа. Павловский О.А. создал макет музея, а затем приступили к его оформлению.
Все планшеты, стеллажи были изготовлены на шефствующем предприятии – ЗМИ. Каждому образовательному учреждению отводился стенд, где размещались фотографии, описание создания и развития образовательного учреждения.
Особое место в музее (центральное) отводилось учителям района – участникам Великой Отечественной войны. Большие фотографии, описание боевого пути, награды и ранения – все бросалось в глаза при входе в музей. В музее была почетная книга, в которую заносились имена учителей и учащихся, достигших больших жизненных успехов.
Больно и обидно
Для постоянной работы музея была создана лекторская группа из учащихся. Эта группа по плану проводила беседы, экскурсии для учеников школы и для учеников других школ района. Такая работа благотворно сказывалась на профориентации учащихся на учительские профессии.
Непрерывно велась работа по пополнению музея новыми материалами. Мною в фонд музея были переданы удостоверение делегата третьего Всесоюзного съезда работников образования, а также записная книжка делегата.
Печально, но когда я посетил музей, то не узнал его. Был демонтирован стенд, посвященный памяти учителей-фронтовиков, я не увидел материалов из многих стеллажей, в том числе и то, что я подарил музею. Мне стало обидно и больно. Почему такое отношение к истории, ведь это святое?»
Давайте писать историю вместе
Анатолий Николаевич очень переживает за судьбу школьных музеев.
«Хочу прояснить, жив ли музей в моей школе, да и в других тоже. Сегодня школьные музеи – очень важная часть воспитательного процесса. И хочется, чтобы их работа не останавливалась и нашла отражение на страницах нашей городской газеты», – говорит Анатолий Николаевич.
Мы, в свою очередь, будем рады содействовать образовательным учреждениям в подготовке публикаций по материалам школьных архивов и надеемся, что такая форма сотрудничества найдет благодарный отклик у наших уважаемых читателей.
Давайте продолжим писать историю Нижнетуринского округа вместе. Тем более что в следующем году любимому городу исполнится 270 лет.
«Не могу не вспомнить добрым словом директора ЗМИ Маклакову Э.И. Для нее школа была цехом № 1. Я как директор школы принимал участие в заводских оперативках, которые всегда начинались со школьных вопросов. Эмилию Ивановну интересовало все… Этот неравнодушный человек с большой душой был истинно государственным человеком…»
(А. Пономарёв, «Моя школа»)