Историк Вячеслав Крутихин: любовь к Родине нужно воспитывать, а не насаждать
Как говорить с ребенком о патриотизме и зачем изучать традиции семьи? Почему необходимо быть в постоянном диалоге с детьми? И откуда они должны узнавать достоверные факты об истории Отечества?
Об этом в старейшем российском педагогическом журнале «Семья и школа» рассуждает Вячеслав Крутихин, учитель истории и обществознания школы «Наукоград» МФЮА, создатель историко-культурного музея «Шаг», блогер, член экспертного совета учителей-блогеров Минпросвещения России.
Вячеслав Геннадьевич знаком многим нижнетуринцам как преподаватель школы № 2 в 2001-2014 годах и создатель военно-патриотического клуба «Русичи».
– Помните песню «С чего начинается Родина»? Так вот, что такое Родина? Это свой дом, квартира, село, улица, где ты родился? Или вся Россия?
Патриотизм – это про любовь к Родине. Это про чувства, про эмоции. Патриотизм – это любить свою страну, знать ее историю, традиции, уважать народы и каждого человека в отдельности. Результатом этого и будет патриотизм.
Начнем с того, что понятия воспитания и патриотизма нельзя разделять, ведь патриотизм – составная часть воспитания. Патриотизм начинается с семьи. Многие дети не знают, почему его или ее так назвали, что обозначает его или ее имя, какие есть традиции и ценности в семье. С этих деталей начинается становление любви к Родине, к дому, к Отечеству.
Ребенок сложнее, чем дерево
Вячеслав Крутихин: «…современному ребенку нельзя врать. Категорически. Конечно, любому ребенку нельзя врать, но современные дети живут в цифровой эпохе, они вооружены множеством гаджетов, благодаря которым с легкостью можно найти ответы на свои вопросы. И эти ответы могут быть разными» / Фото из архива В. Крутихина
– Как говорить с ребенком о патриотизме?
– Ребенок очень чувствителен. И когда ему говорят: «Садись, сейчас будем заниматься патриотизмом» – все! Он включает сопротивление. Это резкий антагонизм. И если сказать в лоб: «Давай поговорим о патриотизме», то ребенок, конечно же, будет протестовать.
Тут нужно быть тактичным. Родители должны помнить себя в том возрасте, в котором находится их ребенок, свои внутренние детские ощущения. И самое главное, помнить о том, что любые назидательные разговоры родителей вызывают внутренний протест у ребенка.
Когда нет примера родителей, а есть только его слова, то получается, что мы хотим ускорить рост дерева и тянем его за ветки, за макушку. А ребенок – он сложнее, чем дерево. Ему нужно все объяснять, рассказывать, быть н постоянном диалоге, и конечно же, своим примером показывать то, чего мы хотим получить от ребенка.
С другой стороны, есть гражданственность. Это уже немного другая история. Я уверен, что именно гражданственность и надо развивать в детях в рамках школы или дошкольных учреждений. Это тот самый минимум, которому может научить государство. Уважать людей и их культуры, соблюдать законы. Учить тому, что ребенок живет не сам по себе, он живет в обществе, в стране, у которой богатая история. Да, история разная. Есть в ней разные страницы. Но она такая, какая есть. Результатом этого и будет патриотизм. А гражданственность – она заложена в таком предмете, который называется «обществознание».
Вызвать интерес к жизни
– Но ведь объяснить «богатую историю» можно по-разному...
– Это так, но современному ребенку нельзя врать. Категорически. Конечно, любому ребенку нельзя врать, но современные дети живут в цифровой эпохе, они вооружены множеством гаджетов, благодаря которым с легкостью можно найти ответы на свои вопросы. И эти ответы могут быть разными. Тут родителям придется объяснить детям, что есть разные взгляды на то или иное событие. Или же признать, что они сами чего-то не знали. Опять же, только вместе с родителями, только сообща мы сможем воспитать детей патриотами.
– Как это можно сделать дома?
– Очень много интересного есть практически в каждом доме – на антресолях, на балконе, в кладовке – да мало ли где. Мы с детьми даже создали музей. Ребята, да и я тоже, находили что-то в гаражах, сараях. Вот, например, у нас есть тряпичная кукла 1942 года. Она приехала к нам из Санкт-Петербурга. То есть кукла, которая была сделана руками заботливой мамы или старшей сестры для девочки. А дело было в ужасное время блокады Ленинграда...
Вот вам и тема для разговора. Можно попросить ребенка пофантазировать, как жила эта девочка, кто были ее родители, как сложилась ее жизнь. Вообще, чтобы тебя ребенок слышал, надо с ним разговаривать. И не учить, не быть назидательным, а говорить так, чтобы ребенку было интересно отвечать, чтобы это был диалог.
Почему мама или папа, а может быть, и оба, хранят какие-то игрушки или вещи, которые уже не модные? Чем они ценны? Знаете, многие экспонаты нашего музея ребята не просто сами принесли, но и узнали, что это за вещь и как ею пользовались. И все, что есть в нашем музее, ориентировано на то, чтобы вызвать интерес к жизни. К жизни простого, обычного человека. Она тоже безумно интересна. Просто так сложились обстоятельства, которые зачастую не зависят от человека. Ведь большинство творит историю здесь и сейчас.
Серьезный исторический урок
– Что касается войн – это страшная трагедия. Вот, допустим, о Великой Отечественной войне сейчас говорят много и часто. И это правильно. Ценой неизмеримого мужества и огромных жертв советские солдаты спасли человечество от нацизма. Наши бабушки и дедушки доказали, что нет ничего крепче, мощнее и надежнее нашего единства. Нет в мире ничего сильнее любви к Родине. Надо помнить подобные события, чтобы они не повторялись впредь. Да, нужно говорить про потери. Да, это трагично, но мы получаем серьезный исторический урок.
– Но как говорить? Ребенок же впечатлительный?
– С дошкольником или младшим школьником непросто говорить о войне, о смерти, о боли. Но в начальной школе или в старших группах детского сада ребенок может представить, в каких условиях жили люди, если показать детям старые игрушки или старые фото. Задать ребенку вопросы. Пусть он подумает, как, на его взгляд, жили люди во время войны, о чем думали, что носили, как друг к другу относились и почему им было гораздо некомфортнее, чем ему сейчас. Чуть позже можно объяснить ребенку, что жизнь – это не сплошной праздник, что есть и другая сторона, есть и беды.
Меня в этой связи волнует еще вот что: почему сейчас отношение к Победе 1945 года меняется. А не хотелось бы. Люди забывают о том, что мир нам достался ценой миллионов жизней, ценой огромной трагедии. Важно, чтобы это помнили. И что день Победы не «прикольная движуха», а война это не пошел, пострелял и вернулся домой чистенький, здоровый и веселый. В этом есть неуважение к истории. И забывать о Великой Отечественной войне, которая длилась четыре года, долгих 1418 дней, никак нельзя.
Ловить момент
Бывает, что внуки или правнуки очень слабо представляют ценность боевых наград. Чтобы этого избежать, нужно разговаривать с ребенком. Рассказать про то, что делал прадед на войне, какой ценой достался этот орден или медаль. Посмотреть и прочитать письма, рассматривать фотографии. Все начинается с мелочей.
Ребенок берет вещь, задает вопрос. И в этот момент не надо прикрываться, что нет времени, что ты занят, а отвечать. Надо ловить момент и разговаривать с ребенком. Многим взрослым проще отмахнуться. И если мама или папа не ответят на его вопрос, то ребенок полезет искать ответы в интернете. А там далеко не все источники правдивы. Да к тому же у той или иной ситуации или события может быть несколько трактовок и точек зрения. Как ребенку понять, что есть что? И вот тут без взрослых никак нельзя.
Полностью материал опубликован в журнале «Семья и школа» № 3, 2023 г.