Как защитить ребенка от конфликтов в школе и зачем нужны советники директоров по воспитанию
Как понять, что у ребенка проблемы в школе, и что с этим делать? И есть ли способ для того, чтобы взрослому завоевать доверие ребенка?
Об этом мы поговорили с учителем школы № 1 им. Евгения Панкратьева, советником директора по воспитательной работе Людмилой Самочёрных.
Людмила Андреевна вот уже 17 лет преподает физкультуру и ОБЖ, второй год работает в должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Занимается общественной деятельностью, работает председателем избирательной комиссии УИК № 603 на выборах, является председателем первичной организации Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», председателем первичной организации профсоюза работников системы образования в МАОУ НТГО «СОШ № 1».
– С 1 марта 2021 года в российских школах появилась новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Чем занимается этот специалист?
– Советник по воспитанию занимается содержанием воспитательной работы, оказывает методическую поддержку педагогам, вводит в школьную практику новые формы работы с детьми, придумывает мероприятия в рамках федеральной повестки.
Именно советник – организатор школьного театра, спортивных секций, различных кружков, интересных просветительских мероприятий. Он – проводник в мир возможностей, которые открывает государство для каждого ребенка. Он – наставник, помогающий объединить школьный коллектив в дружную команду и выстроить личную траекторию развития каждого ребенка.
«Кажется, что я работаю круглосуточно»
– Советник директора по воспитанию находится в постоянном диалоге с детьми, вовлекает их во всероссийские проекты, развивает школьные медиацентры, спортивные, театральные и киноклубы, – продолжает педагог. – И обязательно взаимодействует с родителями, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и раскрыть его творческий потенциал. С педагогами советник делится опытом и генерирует совместные идеи – этому помогает участие советника в форумах федерального уровня.
Иногда мне кажется, что я работаю круглосуточно. Но мне это нравится. Конечно, бывают моменты, когда кажется, что все надоело и силы на исходе. Но потом я прихожу в школу, на перемене подходит ученик и предлагает, например, реформировать школьный парламент. Рассказывает свою идею, рисует схемы на листочке, и я понимаю, что прямо сейчас происходит важная для него работа, и это дает новые силы и интерес.
Три сферы для проверки
– Как понять, что у твоего ребенка проблемы в школе?
– Разговаривайте со своими детьми, слушайте их, обращайте внимание на их настроение и изменение привычек. Отвратительное настроение с утра, когда нужно идти в школу, хотя вроде и выспался хорошо, и ничего не болит. То же – после уроков, когда ребенок возвращается из школы домой. Постоянная подавленность, угнетенность, кажется, безо всякой причины, должна как минимум насторожить родителей.
Основных школьных проблем у ребенка может быть три: успеваемость, отношения с другими ребятами и отношения с учителями. В первую очередь нужно проверять эти сферы.
Спокойствие, только спокойствие
– Что делать дальше? Чем помочь?
– Для начала не паниковать и не делать поспешных выводов. Поговорить с ребенком. В спокойной обстановке, так, чтобы никакой рабочий звонок и никакое бытовое дело не отвлекло бы вас от беседы. Потому что, когда ребенок раскроется, нельзя его прерывать, иначе в другой раз он не захочет ничего рассказывать.
После связаться с классным руководителем, с учителем, узнать его версию событий, обсудить ход действий. Выяснить, как с его точки зрения ребенок ведет себя в школе, в классе, на уроках, на переменах. Общается ли с другими детьми? Какое у ребенка чаще всего настроение в школе? Если в школе есть психолог, также нужно связаться с ним, узнать его версию событий. Еще можно держать связь с родителями одноклассников, особенно с родителями друзей ребенка. Они от своих детей могут знать подробности конфликта или проблемы в классе.
Далее вместе с учителем и психологом выработать план совместных действий и придерживаться его в дальнейшем вместе с ребенком.
«Трудных» учащихся стало больше
– В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше, – делится наблюдением Людмила Самочерных. – Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества, и ребенок начинает транслировать миру свою агрессию и раздражение.
– Как взрослому завоевать доверие ребенка?
– Очень важно поддерживать учеников, замечать их старания и хвалить. И пусть у них не все гладко получается с первого раза, необходимо поддержать ребенка даже в неудаче. Тогда он поймет, что не так уж страшно делать ошибки в этой жизни. А еще нужно на собственном опыте показывать, что можно быть лучше, быть первым.
Я как мать 13-летнего сына тоже сталкиваюсь с проблемами, но пытаюсь разложить все по полочкам, все факты событий. Больше разговариваю со своим ребенком, обнимаю его. Нашим детям часто не хватает нашего внимания, особенно детям учителей, потому что мы очень много работаем.
На личном примере
– Я – активный гражданин своей страны и считаю, что участие в различных акциях, конкурсах, в том числе и творческих отчетах, может принести пользу не только мне как личности, но и позволит стать примером для детей, с которыми работаю, поможет в развитии их творческих способностей и формировании нравственно-патриотических чувств. Я хочу, чтобы подрастающее поколение не было равнодушным, чтобы дети интересовались историей нашей страны, имели активную гражданскую позицию, могли сформировать свое мнение, сохранили традиции и внесли личный вклад в будущее России.
Еще мне хочется помочь ученикам с выбором профессии. Ведь человек по-настоящему счастлив тогда, когда находит себя, свое призвание. Вкладывая силы и умение в любимое дело, он не страдает от усталости, а получает сильную отдачу от результата или даже просто от самого процесса. В этом я могу стать для них примером.
Уважение детей – важно
На областном этапе соревнований «Безопасное колесо – 2023 команду ЮИД «Зеленый свет» представляли Ксения Русина, Ульяна Селезнёва, Александр Махнев, Тимур Мирзоев, руководитель команды – Людмила Самочёрных / Фото из архива Л.А. Самочёрных
Огромным достижением для себя считаю то, что мне удается раскрыть в обучающихся заложенные таланты и получать награды за их трудолюбие в виде успеха. Главным достижением в работе для меня является умение найти общий язык с детьми и их родителями. Уважение, доверие и интерес детей к тебе как к личности – вот что действительно важно. Если ребенок сам к тебе бежит с вопросами: «Людмила Андреевна, а как это работает? Расскажите, покажите, научите...», значит, он тебе доверяет. Вера, уважение детей и их родителей – это и есть наивысшее достижение в работе.
А еще я не перестаю удивляться, насколько дети разные, непредсказуемые, интересные, забавные, активные. А какие разные ситуации возникают у нас в течение дня. Я как будто каждый день сдаю экзамены на верность своей профессии.
Нижнетуринцы вошли в число победителей II Регионального слета «Движение первых» Свердловской области. Из более 1500 участников движения, выполнивших конкурсное задание – пост на тему «Я активный гражданин своей страны!», были выбраны 200 лучших. Среди них – Людмила Андреевна Самочерных и три ученицы школы № 1: Елизавета Калугина, Кира Фомина и Полина Ложкина