Как и о чем говорить с современными детьми и зачем нужна музейная педагогика
Информация устаревает со скоростью мысли. Как и чему учить детей, как говорить с ними о патриотизме и гражданственности? Что такое музейные уроки и какова их главная цель? Об этом говорим с Вячеславом Крутихиным, историком, учителем-музейщиком.
20, 21 и 22 февраля в нижетуринских школах прошли необычные уроки. Проводил их Вячеслав Крутихин – преподаватель истории и обществознания школы «Наукоград» МФЮА, создатель историко-культурного музея «Шаг», блогер, член Всероссийского сообщества педагогов-наставников Министерства просвещения России.
Учитель-блогер
С детьми нужно общаться на их языке. Сейчас один из таких языков – это социальный сети, и этот инструмент нужно использовать в образовательном процессе. В 2022 году при Министерстве просвещения был организован Совет учителей-блогеров, который развился и трансформировался в сообщество наставников-просветителей. Он объединил ведущих специалистов, не просто доказавших на практике свой педагогический талант, но и сумевших найти подход к широкой аудитории в социальных сетях.
Через год стало ясно, что деятельность нужно расширять, и в этом году стали создаваться региональные отделения. Вячеслав Крутихин представляет московское региональное отделение педагогов-наставников.
Они – другие дети
– Сейчас мы живем так, что у многих учителей появляется кризис: «А чему и как учить современных детей, ведь они совсем другие?» Он нас, от взрослых людей другого поколения, они отличаются очень сильно, я считаю, что они эмоционально очень бедные люди. Их жизнь максимально насыщена благами, и мало что вызывает яркие эмоции.
Получается самая главная цель взрослого, наставника – это бороться за эмоциональную составляющую. Необходимо вызывать у ребенка эмоциональный интерес. Если мы его эмоционально зацепим, если заинтересуем хоть краешком, всю остальную информацию он найдет сам. Будет искать, ковыряться, задавать вопросы.
Время показало, что в школе нужно делать упор не только на образование, но и на воспитание. Но обязательно нужно найти с ребенком язык коммуникации. Когда ты ребенку открываешься, когда стараешься с ним говорить доверительно, когда ты говоришь с ним на его языке, когда встаешь с ним на один уровень, тогда он тебя и понимает легче, и вместе вы проходите этот путь познания, эту историю.
Музейная педагогика
Ребята обступили столы с редкими экспонатами, разглядывали их, удивлялись, спрашивали. Главная цель – вызвать эмоцию – безусловно, была достигнута. И это – самый лучший итог урока / Фото А. Гришук
Множество старинных, интересных и редких предметов принес с собой Вячеслав Геннадьевич. Это часть уникального историко-культурного музея «Шаг» школы «Наукоград» МФЮА, который является социокультурным центром школы. Он отличается от обычного – здесь все можно трогать, изучать.
Так через историю бытовых предметов ребята познают историю отдельных людей, семей и историю своей страны. Любой предмет имеет историческую ценность, любой человек и его история интересны.
– Музейные уроки – это проект, который реализуется уже давно и весьма успешно, – говорит Вячеслав Геннадьевич. – Он существует не только для детей, но и для взрослых – для учителей, родителей, просто заинтересованных зрителей. Такие уроки можно проводить дистанционно, онлайн. Но, конечно, самый лучший вариант – вживую. Для меня самое ценное – даже не сам такой урок, а то, что происходит после него. Когда дети, не все, конечно, но многие, уже после урока, в свое время подходят разглядывать экспонаты, они расспрашивают, интересуются, трогают, примеряют.
Я работаю с ребятами еще с детского сада, стараюсь охватить школьников от начальных классов до выпускников. Со всеми найдется тема для разговора и эмоция, которую они запомнят. С младшими школьниками и детскими садами я делаю упор на фантазию, театральные действия. С более старшими – размышляем о смыслах. Даты они забудут, а эмоция останется.
О роли эмоции в истории
В учебнике истории не хватает жизни обычного человека. Можно заучить даты и имена правителей, но это не даст исторической картины мира. А познание через материальные памятники эпохи помогает ее составить.
Вячеслав Геннадьевич показывал раритетные предметы времен Второй мировой войны и попутно на доступных примерах объяснял, почему же не было у фашистов шансов на победу в Великой Отечественной. Тряпичная кукла, самодельные игрушки, бумажный кораблик, блокнот с рисунками, найденные на чердаке в Санкт-Петербурге, – это своеобразный детский блокадный дневник. Все это помогает погрузиться в историю, приближает зрителя к тому тяжелому времени, к войне, которая коснулась каждой семьи, но которую дети чаще всего знают лишь по сухим строчкам учебников.
Ученики с неподдельным интересом слушали рассказ, отвечали на вопросы, включались в разговор. Урок прошел незаметно, никто со звонком не ринулся из класса. Ребята обступили столы с редкими экспонатами, разглядывали их, удивлялись, спрашивали.
А после такого урока взахлеб рассказывали родителям и приятелям об увиденном, а значит, главная цель – вызвать эмоцию – безусловно, была достигнута. И это – самый лучший итог урока.
О воспитании и «Русичах»
Десять лет, с 2004 по 2014 год, Вячеслав Крутихин работал с подростками в военно-патриотическом клубе «Русичи» как его основатель и руководитель. А начиналось все в школе № 2. По инициативе учащихся там в 2004 году открылся исторический кружок, позже он стал военно-патриотическим историческим клубом. Через три года клуб стал общегородским объединением.
– У нас не было режима работы, как бы странно это ни звучало. Мы были открыты 24 часа 7 дней в неделю. Если тебе плохо, клуб всегда для тебя открыт. Многие дети благодаря клубу, можно сказать, поднялись со дна жизни.
А один раз мы с ними ездили в исправительно-трудовую колонию в городе Новая Ляля, очень неожиданное место для экскурсии. Впечатлились все – и мальчишки, и девочки. Возможно, это кому-то помогло не скатиться в этой жизни и выбрать правильный путь.
Подростки узнавали о клубе друг от друга, но и мы, взрослые, ходили рассказывали. Да, мы работали с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, но по большому счету это проблема семей большинства российских городов – родители заняты хлебом насущным, а ребенок предоставлен самому себе. И кто будет его наставником, в каких делах, куда его понесет, совершенно неизвестно.
Требуются смыслы
Когда мы говорим о начале клуба «Русичи», там было другое поколение. Там инициатива исходила от ребят, а мы ее поддерживали. Хотите в лес? Пойдемте. Хотите еще куда-то? Вперед! Все это возникало по инициативе детей. Не учитель их направлял, а они сами. Поэтому и жизнь у большинства из них сложилась. Ведь они строили ее со своими целями, это было проявление именно их позиции, их осознанные шаги и действия. А мы, взрослые, со своей стороны старались наполнять каждый их день дополнительным смыслом.
Мне жаль, что из клуба ушла история. Первоначально он задумывался как военно-патриотический исторический клуб. Военно-патриотическая часть, безусловно, осталось, на хорошем уровне. Но очень не хватает дополнительных смыслов.
Специально судьбу своих учеников и воспитанников я не отслеживаю, но с удовольствием общаюсь с ними в социальных сетях, а с кем-то мы видимся в других городах. В первую декаду августа я стараюсь приезжать в Нижнюю Туру, и мы встречаемся с ребятами, это каждый раз 15–20 человек как минимум. И да, приятно, когда тебе пишет ученик, которого ты учил давным-давно, а он тебя помнит.