Удивительная история о том, как из настоящего вернуться в XVI век
Зачем человеку знать свой род и исследовать свои корни? Как к этому возникает интерес и с чьей помощью его реализовать? С чего нужно начинать и куда обращаться? Рассказывает Татьяна Макарова.
– Основу жизни я прожила в Нижней Туре, сюда меня привезли в полтора года из Магнитогорска. Мама у меня местная, а папа из Магнитки. Я занимаюсь предпринимательской деятельностью, имею высшее медицинское образование, более 30 лет работаю с людьми. По зову души окончила воскресную школу для взрослых. С 2012 года самостоятельно изучаю церковнославянский язык.
Говорить о прошлом не любят
– Что или кто сподвиг Вас заниматься изучением семейной родословной? Как все началось?
– Папы не стало рано, он трагически погиб, когда я была еще в детском саду. Поэтому с папиной стороной мы достаточно редко общались, да и материальной возможности часто встречаться не было. Потом у него умирает сестра, которую мы очень любили. Наши встречи стали еще реже. И папы давно нет, и все, что связано с его корнями, было под большим секретом.
На каком-то этапе мой двоюродный брат стал говорить, что у нас дедушка из казаков. Ну, был и был, никакой подробной информации нигде не было. По стечению обстоятельств большая часть старинных семейных фотографий утрачена. И получаются «отрывки из обрывков».
Ну и, главное, меня волновал вопрос: почему папа погиб в таком раннем возрасте, ему было 30 лет. Он-то и побудил меня всерьез заняться родством. Я начала искать причины, одномоментно воцерковляясь. Сначала думала, может, у нас по роду что-то было, почему же так произошло? Примерно с 2016 года начала спрашивать родственников, а в период ковида решила всерьез поработать в архиве.
– Вы проводили опрос своих родственников? И что делать, если, например, бабушка наотрез отказывается вспоминать прошлое?
– Опросы проводила, но эта информация, что называется, по крупицам. Из старших родственников никто не хотел записывать истории на бумаге. Как правило, говорить о прошлом не любят. Поэтому просто нужно искать другие пути.
Найти отчего оттолкнуться
Татьяна Макарова: «Вот, понимаете, я держу в руках этот документ, и меня захватывает волна счастья, я не могу поверить, что возле этой книги держали моего новорожденного дедушку и в присутствии его крестных делали запись: когда родился, кто родители, из какого сословия и кто крестные» / Фото предоставлено Татьяны Макаровой
– С чего нужно начать, если решил узнать свою родословную?
– Помимо опросов родственников нужно выяснить, где проживали прародители до начала революции 1917 года. То есть губернию, уезд, волость и село, в котором крестили (в православии) или регистрировали (в мусульманстве). Далее распечатать карты этих уездов и деревень на начало XX столетия.
Вся информация есть в интернете. Также существует список населенных мест, он тоже есть в свободном доступе. Это для того, чтобы заниматься досоветским периодом. По нему можно посмотреть, сколько было дворов, сколько проживало мужчин и женщин. Их можно сопоставить на карте, проследить, на каком расстоянии они находились. Это облегчает поиски.
После того как вы нашли, звоните в библиотеки и музеи этих мест. Ищите информацию по истории и быту сел. Далее находим в интернете так называемые метрические книги интересующей местности, например метрические книги Тамбовской губернии. И остается работа в архиве, которая складывается из фонда, описи и дела.
Для этого находите номер фонда, звоните в нужный читальный зал и узнаете о наличии, например, оцифрованного архива, спрашиваете, какие могут быть описи того или иного села. Вам нужно понять, откуда оттолкнуться и, самое главное, узнать, как можно поработать с этими описями, дистанционно или лично. А если нет возможности поехать лично, как правило, люди в селах очень отзывчивые, и они соглашаются помочь, например сфотографировать, отправить сканы и т. д.
Азарт и счастье
– Вот когда я нашла первую запись своего деда в рукописном варианте, испытала необъяснимое чувство! Необъяснимое счастье и радость! – замечает Татьяна. –У нас в жизни бывают влюбленности, чувства к детям или родителям. Это же передать невозможно!
Вот, понимаете, я держу в руках этот документ, и меня захватывает волна счастья, я не могу поверить, что возле этой книги держали моего новорожденного дедушку и в присутствии его крестных делали запись: когда родился, кто родители, из какого сословия и кто крестные.
А когда работала в архиве Челябинска, с помощью работников я нашла рождение бабушки Февронии и дедушки Гавриила. Радость была не меньшая, чем в первый раз.
Уже позднее, вернувшись домой, я работала с этим архивом электронно. И в один день азарт был такой, что, просидев до трех ночи, я по линии папы, то есть по ветке Макаровых, чью фамилию я ношу, открыла пять поколений.
У меня был невероятный подъем. Мы ведь вообще про них ничего не знали. И вот я читаю: казаки, казаки, казаки, и глазам своим не верю. Это то, про что рассказывал мой двоюродный брат. И вот тут началась история…
О нелегких испытаниях рода
– Каких результатов Вы уже достигли?
– За 2,5 года проделанной работы я нашла 21 фамилию своих родов, 120 имен прямых прародителей, более 460 имен родственников. По многим веткам открылось по 7 поколений и по одной ветке 13 колен, т. е. до XVI века.
Узнала, что являюсь потомком оренбургских родовых казаков. Поняла, откуда именно существуют определенные традиции в нашей семье. Сделала вывод, от кого больше унаследовались те или иные черты характера. Более подробно узнала о жизни своих прародителей, их привычках, укладе жизни, болезнях в те или иные периоды жизни. О том, что многие прародители происходили из дворян и какие нелегкие испытания выпали на их долю. И что абсолютно со всех сторон предки были репрессированы.
И те дары, которые нам даются в жизни, – не принадлежат нам, а просто посланы свыше и унаследованы по генетике. В настоящее время нашла и познакомилась с новыми родственниками в трех регионах. Неожиданно открылись сведения о родовой иконе по одной из веток, что придало много радости и счастья.
«Чувствую, что мне надо это делать»
– Почему Вы решили заниматься поиском предков самостоятельно, а не обратиться к профессионалам? Родословная – это дорогое удовольствие?
– Я как-то вообще не рассматривала такой вариант. Во-первых, мне было интересно это все изучать самой. Ты можешь прочувствовать, твое / не твое, родное или чужое.
Во-вторых, для таких организаций это все-таки способ заработать деньги. Цены начинаются от полумиллиона рублей. А данные, которые с 1926 года, они уже есть в электронном виде в любом загсе. Справку можно получить, оплатив госпошлину. Срок изготовления около нескольких дней.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Татьяне Владимировне Головиной, начальнику нашего ЗАГС, за искреннюю помощь и свою качественную работу.
– А для чего вообще изучать свою родословную, как Вы считаете?
– Познакомилась в Оренбурге с замечательной девушкой Ариной, она сказала такую удивительную фразу: «У каждого человека свое место в роду». Видимо, такая миссия у меня – собрать вот эту информацию. Каждый делает свое в этой жизни. Я пока до конца не знаю, в чем именно будет заключаться от этого польза. У меня как-то интуитивно это все идет. Просто чувствую, что мне надо это делать.
– Закончите интервью тремя словами.
– Семья, любовь и верность.
Архивная бюрократия и автоматизация
– Скажу по опыту, когда обращаешься с официальными запросами в архивы или сопутствующие инстанции, возникает очень много бюрократических рамок. – отмечает Татьяна Макарова. – Например, срок рассмотрения вашего запроса 30 дней, а ответ на него дается до 60 дней, да и стоимость справок иногда достигает нескольких тысяч.
А когда работаешь в архиве самостоятельно, это намного быстрее и доступнее. Однако надо быть готовым, что сотрудники архива не всегда располагаются к тебе с интересом. Необходимо заранее записываться на определенный день и время. Отмечу по опыту, в Екатеринбурге большие сложности с записью. Попадаешь один раз в месяц. Увы, это крайне мало. Даже если на целый день, 6–7 часов с перерывом, это очень мало. Да и работать сразу за один день тяжело. Нужно успевать «переварить» информацию.
– Как не запутаться во время поисков и не потеряться в датах и именах? Используете ли Вы какие-либо специальные программы для систематизации данных?
– Вообще, сейчас существуют различные программы. Например, ВГД – всероссийское генеалогическое древо. Они платные, цены разные. Там сразу же можно составлять древо, точнее оно составляется уже автоматически. Меня это не устраивает. Я же на каждую ветку родословной веду свои тетрадки и таблицы. У меня это все в папках по разным фамилиям, по разным направлениям. Мне так понятнее и привычнее. У меня есть замечательный знакомый Герман Григорьевич Анциферов, который по своему опыту подсказал, как удобнее оформлять таблицы. Этот метод и взяла за основу.
«Своих» вы почувствуете
– Можно ли фотографировать архивные данные?
– Если это рукописный вариант, то нет. Если данные уже цифровые, то сделать снимок допускается.
– Как понять, что Вы не ошиблись? Бывают такие сомнительные моменты?
– Бывают. Но если скрупулезно сопоставлять все даты, когда родился, женился, имена и т. д., то у вас все встает на свои места. Да и нутро подскажет. «Своих» вы почувствуете!
Радость жизни и силы
На этом фото первая слева – бабушка Татьяны Вера / Фото предоставлено Татьяны Макаровой
А вот какое стихотворение написала наша героиня совсем недавно.
За время, что родом своим занялась,
Узнала я многое в жизни.
В деревнях и селах смогла побывать,
Там, где прародители жили.
Меня впечатляло общенье с людьми,
Рассказы о прожитой жизни.
И знанья о предках, что там сберегли,
Ту радость мне в сердце вселили.
В душе появился от счастья покой,
Гармония вновь наступила.
Ведь знания рода на этой земле
Дают радость жизни и силы!
За 2,5 года проделанной работы Татьяна нашла 21 фамилию своих родов, 120 имен прямых прародителей, более 460 имен родственников. По многим веткам открылось по 7 поколений и по одной ветке 13 колен, т. е. до XVI века