Какие перемены нужны российскому образованию
И не успели оглянуться, как близится к завершению первая учебная неделя. Вместе с тем, как «летит» время, меняется и система образования, ее методы и подходы. Соответственно, появляются свои минусы и плюсы, «за» и «против».
Своим мнением о том, как на сегодняшний день обстоят дела в этой сфере, поделились непосредственные участники образовательной системы.
На обсуждение был вынесен всего лишь один вопрос: «Чтобы Вы хотели изменить в российском образовании?» А что из этого получилось, читайте дальше.
Татьяна Ивановна Мельникова, учитель русского языка и литературы, делится своими рассуждениями: «Сегодня каждый, от обывателя до депутата Госдумы, считает должным критиковать ЕГЭ. С точки зрения своего сорокалетнего педагогического опыта совершенно не согласна с аргументом противников ЕГЭ, что это просто «натаскивание», что дети не учатся размышлять.
Как, не размышляя, выполнить сегодняшний ЕГЭ? Задания за годы проведения экзамена сильно усложнились, и их выполнение требует от ученика фактических знаний, умения анализировать, грамотно излагать свои мысли в творческой части экзамена. Я поддерживаю ЕГЭ, так как такой формат экзамена дает объективную оценку результата работы педагога.
Главное, что ребята из отдаленных уголков – из сел, из деревень – именно при помощи ЕГЭ имеют возможность поступать в ведущие российские вузы. Есть ученики нашего города, которые поступили в вузы в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах. Без ЕГЭ, я считаю, у многих из них такой возможности бы просто не было.
Беды учительства
Часто в комментариях и спорах о современной школе встречаются призывы вернуть советское образование. Никто не отрицает достоинств советского образования. Но почему никто не задумывается, что дело не только в учебниках и методике образования? Немалую роль в прошлом веке играло то, что ученики тогда были совсем другие, более стойкие физически и морально. Не воспитывались в «тепличных» условиях и по принципу «детоцентризма», когда они всегда правы, даже если оскорбляют учителей и вообще взрослых. Ученики были в состоянии освоить материал и имели склонность к смысловому чтению. В последние годы некоторые не только к смысловому чтению, а вообще к чтению не приспособлены и по слогам читают в средней школе.
Вот настоящей бедой учительства можно назвать – ОТЧЕТНОСТЬ, КУРСЫ и ВЕБИНАРЫ-онлайн! В Министерстве просвещения, похоже, забыли или не знают(!) слова великого Василия Александровича Сухомлинского: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это, прежде всего, время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам».
А когда уроки вести?
Инна Михайловна Балуева, преподающая русский язык и литературу, солидарна с коллегой: «В российском образовании, первым делом, необходимо реально, а не на словах снизить бумажную отчетность, она уносит силы и здоровье учителей. Нам, педагогам, нужно время, которое мы после уроков можем посвятить детям, а не бесконечным бумагам! Еще учителю нужно время и для самообразования, поиска интересного при подготовке к урокам.
Плюсы современного образования я вижу в профильном обучении: когда классы специализируются на углубленном изучении отдельных предметов, что позволяет школьнику качественнее готовиться к поступлению в вуз по выбранному направлению.
Ольга Дмитриевна Шадрина, учитель физической культуры: «Я хотела, чтобы было меньше «писанины». У учителей очень много ежедневных отчетов, различных документов. Их настолько много, что скоро сами уроки некогда вести будет.
И, конечно же, зарплаты. Чтобы иметь достойную заработную плату, учителям приходится брать дополнительную нагрузку и практически жить в школе.
Я считаю, что качество образования зависит напрямую от учителя. У нас в гимназии все учителя ежегодно повышают квалификацию и идут в ногу со временем, применяя инновационные технологии, что позволяет дать ребенку качественное образование в современных условиях».
Повысить статус учителя
Вот, что думает на эту тему Лада Николаевна Еделева, учитель математики и информатики: «Выдавать аттестаты с реальными оценками: если два так два и нет проблем. В 1990-х, например, недолгое время так и было. Единица по геометрии в аттестате у Пушкина не помешала ему стать ПУШКИНЫМ. Хотелось, чтобы у учеников появились обязанности, как было раньше. Перекос в сторону прав привел к полной анархии. Плюсов пока не особо видно. Ну, и главное, повышение статуса учителя не на словах, а на деле».
Татьяна Николаевна Лосева, учитель начальных классов: «Если брать начальное общее образование, то хотелось, чтобы вместо всероссийских проверочных работ были обычные итоговые контрольные работы, так как ВПР – это огромный стресс для детей и их родителей.
Если брать изменения в целом, то необходимо уменьшить нагрузку на учителей в школах. Несмотря на произошедшие в последние годы изменения, нагрузка на учителя не уменьшилась.
Что касается положительных моментов, это введение единого стандарта образования. То есть учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне. Соответственно, для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.
Учителя смогут на законодательном уровне защищаться от дерзких нападок учеников и даже наказывать их. Планируется ввести ГОСТ на форму для учеников, также будет введен запрет на использование телефонов во время уроков. Ну, опять-таки, из минусов это то, что в школах до сих пор остро стоит вопрос дефицита кадров».
Подводя итог, можно сказать, что наряду с улучшением качества образования появляются и различного рода сложности. И, наверное, правильным будет придерживаться «золотой середины», чтобы каждая из сторон образовательной деятельности находилась на своем месте и выполняла свои непосредственные функции: Министерство просвещения – «не перегибало палку» в своих требованиях, учителя спокойно и уверенно – учили без лишней волокиты, а ученики должно и вовлечено – учились.