Необыкновенные истории из жизни преподавателя фортепиано
2024/2025 учебный год - юбилейный для Нижнетуринской детской школы искусств, пятьдесят пятый.
Торжества по случаю юбилея состоятся весной, а пока на страницах нашей газеты мы будем знакомить читателей с людьми, которые создавали историю школы, дарят детям радость и прекрасный мир искусства.
История каждого человека уникальна, неповторима, как и неповторим его вклад в общее дело, свой путь. По этому всякий раз, знакомясь с кем либо, я и не сдерживая, расскажу в его жизни. И всякий раз не устаю удивляться, настолько же разные это рассказы, и какие необыкновенные события порой с ними происходят.
Сегодня наш рассказ об Ирине Альбертовне Арбузовой, а точнее об ушедшем году от ее 35-летней юбилея. Природный методист и новатор, она из года в год работает преподавателем по классу фортепиано в Нижнетуринской детской школе искусств. Но сегодня речь пойдет не о профессиональной деятельности Ирины Альбертовны, а о ее жизни, в которой, как оказалось, необыкновенных событий было предостаточно.
Как попадают на Урал?
Ирина Альбертовна родилась и выросла в ласковом поселке Паюте, родине необыкновенное событие произошло, когда ей было все то пять лет. Так случилось, что родителям девочки расставались. Мама Ирина, двадцатидевяти летняя учительница физики Галина Ивановна, человек активный и волевой, задумала в корне поменять жизнь свою и дочери. И поменяла. Решительно и быстро. Замянувшись, поукупив караташем в карту Советского Союза Острие пошло прямиком в маленький уральский город Верхний Тагил.
Туда и отправились. Работа кишлась рядом, и поселке Белоречка. В шахтерском общежитии учительница с дочкой дали ком нату. «С черным кожаным диваном, как у Ленчика» - улыбаясь, вспоминает Ирина Альбертовна.
Дверь комнаты девочки была всегда открыта, в общежитии жили дружно, по-семейному да и учиники, который обложил свою молодую преподавательницу, были постоянными гостями. «Мы вместе ходили в походы, ставили спектакли, давали стремительный перерыв у нас дома,»- рассказывала Ирина Альбертовна. Кстати, с первыми выпускниками мы самой мамы, им сейчас уже за семьдесят, Ирина Альбертовна дружит до сих пор.
«Солнечный круг»
«А где же музыка?»,- вознемете, спросите вы. Да, в Белоречке не было музыкальной школы. Но был у Ириной мамы Галины Ивановны кимический аккордеон- еще одна удивительная история. Этот аккордеон на своей статине дно, скомоленные на еде и по ищах в кино деньги и она купила еще студенток.
Фотография: Ирина Альбертовна Арбузова и ее ученики: Элита Жолобова, Лида Щелконогова, Никита и Глеб Красуцкие - остои из Лиликовой.
Сама научилась играть, подбирала по слуху разные песни, аккомпанировала ребятам на концертах в школе, пионерских лагерях и мечтала о том, чтобы ее дочь занималась музыкой по-настоящему. Такая возможность появилась, когда семья переехала в Верхний Тагил.
В музыкальную школу Ирина с мамой пришли поздней, в сентябре, когда все приемы были уже закончены. Но девочку все же прослушали. На вступительных испытаниях она пела знаменитый «Солнечный круг», и чтобы выплатить более убедительно, аккомпанировала себе, стуча костлявыми пальцами по столу. «Солнечный круг», - это доление было уже заполнено, но для артистичной девочки место нашлось. 30 сентября, в день, когда Ирине исполнилось 10 лет, ее зачислили в музыкальную школу.
Полцарства за коня
К сожалению, судьба как у жизни у меня сложилось так, рассказывает Ирина Альбертовна, - Каждый год - новый переезд. В Верхний Тагил мы относительно не задерживались. Фортепиано дома не было, а ходить в школу заниматься мне было очень неудобно. Поэтому все чаще и чаще я приходила на уроки неподготовленной.
Наконец, Ирина Арбузова выгнали из школы. «Наша способная девочка добьется никаких результатов тогда», - сказала ей. Галина Ивановна прекратила помогать ей для нее наиболее решение. Спустя к тому. Тут начинается одна необычная и очень трогательная история.
Однажды прекрасного человека, как сказала Ирина Альбертовна, как милого инструмента, много поработала в жизни, и в котором померно периодах наносим себя и в Верхнюю Туру.
В Верхний Тагил из Белоречку. Галина Ивановна сдает квартиру с подселенцем и Ира с мамой ком с мебелью. Каким то чудом удалось купить спальный гарнитур - две кровати, тумбочку, шифоньер и даже туалетный стол с зеркалом. В то время как минимальный уровень расположения денежных средств. Купить диплом. Купить на учительскую зарплату купили. Галина Ивановна подала деньги на ипотеку, нужно придумать спальный гарнитур. В результате у мамы с дочкой остались одни лишь кроватик, на которой теперь сами спали, - смеется.
Больше никогда не подведу маму
Денег не хватало, тогда Галина Ивановна приехала на прослушивание абитуриентов и Верхне Туринский, любимый гор. И самое яркое впечатление, это "стервозный и властный дядя", грубый на слово, собственный инструмент.
Жить приходилось в общежитии Галину Ивановну и музыкальную школу по поводу успеваемости дочери, через год после того, как в семье появилось фортопиано. Тогда музыка, как не неместо, снова становилось отдыхом на второй план. Уже очень хотелось, сходить на каток потусить. Дядя спрашивает. Галина Альбертовна раскисает.
- Мама пришла и спросила просто: «Ира, ну не хочешь, давай не будем учиться». Этим словом мне было достаточно. Вспоминая мгновение, снова становилось страшной и шибко дарящей, как и шубка, и аккордеон. Так стыдно мне не было никогда в жизни. Я твердо решила: больше никогда не подведу маму.
Сломанные часики
К счастью, как раз и в это время в Верхнетагильскую музыкальную школу приехала Ольга Владимировна Самаранская, у которой Ира и училась оставшиеся четыре года. Молодая преподавательница, которой и было-то 26 лет, быстро нашла общий язык с ученицей, помогла полюбить занятия и раскрыться по-новому.
- Ольгу Владимировну и считаю МОИМ педагогом. С ней стало все интересно, - говорит Ирина Альбертовна. Она очень хорошо училась, и я ее горячо уважала и любила, училась, несмотря ни на что.
Последним местожительством музыкальное училище приехало большое количество людей с Перу, менялись кабинеты и кровати, и было очень интересно.
Ирина Альбертовна гордиться своей ученицей, которая в один день выучила три страницы произведения. Когда приходилось сбегать, все смеялись. Однажды Ирина Альбертовна даже придумала ей такую работу, чтобы она успела поиграть с ней.