Самое любимое занятие водителя и художника из поселка Ис Валентина Торопова
Сегодня мы познакомимся с исовчанином Валентином Николаевичем Тороповым – интересным творческим человеком, чье увлечение – живопись.
В 1971 году, когда Валентину было 10 лет, его семья во главе с папой – Николаем Федоровичем и мамой – Клавдией Осиповной из Кировской области переехала на Урал в рабочий поселок Ис. Мама устроилась работать на хлебозавод, а папа – в механосборочный цех мехзавода.
Здесь Валентин пошел в четвертый класс Исовской школы. Прошло более полсотни лет, но до сих пор помнит он поименно всех педагогов: классного руководителя и литератора Тамару Владимировну Кареву, историка Виктора Александровича Болотова, математика Нелли Кондратьевну Гебель, преподавателей физики Николая Павловича Крохина и Галину Кирсановну Кернос.
Звезд с неба мальчик не хватал, но и в троечниках не ходил. Особенно нравились ему история и геометрия: геометрия давалась легко, потому что у Валентина с детства было развито пространственное мышление, а история, потому что с раннего детства он был очень любознателен и, к тому же, легко запоминал все даты, факты, исторические события.
Однажды на уроке геометрии он доказал теорему каким-то нестандартным, одному ему понятным способом, на что Н.К. Гебель улыбнулась, сказав, что можно и так! В десятом классе на экзамене по истории, вытянув билет на тему: «Гражданская война. Освобождение Крыма», он принялся отвечать, удивляя экзаменационную комиссию знанием дат сражений, фамилий главнокомандующих, номеров дивизий и пр. Его вежливо прервали и поставили заслуженную отметку «отлично»!
Неразлучен с машинами
С другом Володей Назаровым, с которым сидел за одной партой, они мечтали стать геологами. После восьмого класса Володя поступил в Исовский геологоразведочный техникум, а Валентин продолжил обучение в школе. Окончив десятый класс, Валентин работал в гараже учеником слесаря, автодело пришлось ему по душе, и он поступил в школу водителей. И вот уже 46 лет наш герой неразлучен с машинами!
В его трудовой биографии была работа в Исовском прииске на тяжеловесных машинах «Ураган». На этих машинах осуществлялась перевозка бульдозеров, дражного и гидравлического оборудования. «Работа опасная, требующая высокого профессионализма, особенного внимания, скорости мышления. Но зато, каким значимым ты себя чувствуешь, когда сидишь за рулем такого гиганта весом под сто тонн!» – вспоминает Валентин Николаевич.
Отслужив в рядах Советской Армии, Валентин женился, у него двое сыновей: Николай и Сергей. Старший сын пошел по стопам отца – работает водителем на лесовозе, младший – сварщик, монтажник. Гордость нашего героя – внук Матвей – росгвардеец и внучка Виолетта – студентка ИГРТ. С раннего детства дед дарил внучке обучающие книги по рисованию животных и растений, она увлеченно рисовала, и у нее неплохо получалось. Пойдет ли Виолетта по стопам деда, покажет время, но Валентин Николаевич уверен, что добрые детские воспоминания и умение видеть красоту окружающего мира девочка пронесет через всю жизнь.
Необходима как воздух
Сколько помнит себя Валентин, он всегда очень любил рисовать. С возрастом живопись стала ему необходима как воздух. На его картинах можно увидеть снежную уральскую зиму, лыжню (лично им проложенная лыжня в сторону пос. Федино, по которой он наматывает километры!), белоствольную березовую рощу, раскидистый клен, что растет на его приусадебном участке, затейливые тропинки среди елочек, сломленные ураганом деревья (в этом есть своя философия художника!).
Лучшее время для творчества – это зима, но и в другое время года, когда душа просит творчества, а руки – кисть, он, прихватив мольберт и весь свой арсенал художника, отправляется писать картины. «В этом деле очень важно вдохновение, иногда картина рождается за пару-тройку дней, а иногда и два года мало… Долго думаю, мучаюсь, ищу какое-то зерно, изюминку, чтобы оживить картину!
Сейчас у меня в режиме ожидания картина пшеничного поля. Приехал на то место, что хотел написать, а там травы по пояс, а колосьев пшеницы нет, а мне хочется прорисовать каждый колосок. К интернету я не обращаюсь, предпочитаю писать с натуры! Часто приходится подбирать цвета, порой в наборе цветов много, а вот нужного оттенка нет! Подбираю, смешиваю краски, пока не добьюсь желаемого. Наш уральский край сказочно красив, давно мечтаю съездить на Косью, там такие живописные виды!
Как-то в гости из Волгограда приехала сестра Люба и, увидев картину с березами, воскликнула: «Ой, это же мамины березки – беляночки!» Мама и правда так ласково называла березки, а сестра, благодаря этой картине, словно оказалась в детстве!» – рассказывает наш герой. Свои работы он щедро дарит многочисленным друзьям, брату, сестре. Это же так здорово – делиться красотой!
На очереди – портреты
В планах Валентина попробовать себя в портретном жанре. «В прошлом проба карандаша уже была – рисовал дружеские шаржи армейских товарищей. Однажды в карандаше сделал портрет своего друга Валерия Абакумова, никак не решался показать. Честно говоря, боялся, что портрет не понравится, но… понравился, а художник в благодарность получил набор простых карандашей!
Еще один друг – Григорий Сафронов – подарил добротный набор кистей. Друга уже нет, но каждый раз, как беру в руки кисть, вспоминаю его… Сейчас в свободном доступе готовые холсты, даже грунтованные, а раньше такой роскоши не было. Возьмешь картон – перевернешь обратной стороной, где тиснение – и рисуешь! Один раз по памяти написал зимний пейзаж – березы в снежных шапках, а брат, посмотрев, узнал в них березы, что растут по старому сибирскому тракту», – делится наш герой.
И у желудя есть самосохраение
Общаясь с Валентином Николаевичем во время прогулки парку им. Артема, я поняла, насколько этот человек любит природу: без его внимания не остается ни одна березка, ни одна липа, ни один цветок!
Со своей малой родины – деревни старые Шигичата Кировской области – он привез на Урал саженцы дуба и вяза. В благоприятных условиях за один год прирост вяза в высоту составляет примерно полметра, в обхвате ствол увеличивается до 30 см, а высота может доходить до 40 метров. Деревца прижились и выдерживают уральские морозы, но в рост пока не идут… Видимо, деревьям, как и человеку, тоже нужно время, чтобы привыкнуть.
А сколько всего интересного знает наш герой! Оказывается, желудь, упав с ветки, зарывается в землю на глубину примерно 25 сантиметров – такое открытие для себя сделал Валентин, объяснив, что даже у желудя есть самосохранение, чтобы мыши не съели!
Он не сдастся
Чувство самосохранения есть и у нашего героя, в 57 лет, услышав от врачей страшный диагноз, он не упал духом. После тяжелой операции его соседом по палате был добродушный дед лет за семьдесят. Как-то Валентин попробовал преодолеть дистанцию длиной в больничный коридор, сил не хватало, не помогала даже палочка для ходьбы. Дед, видя такую печальную картину, предложил свою помощь. Вот тогда Валентин решил, что несмотря ни на какие диагнозы, он не сдастся!
Особенно врачам не надоедает, больше доверяет целительной силе природы, верит в чудодейственность целебных трав. А еще выбирает здоровый образ жизни: зимой – лыжные прогулки, летом и осенью – прогулки по лесу. Уральский лес богат на урожай грибов и ягод, а Валентин Николаевич знает такие места, откуда с пустой корзиной не вернешься!