Как работники «Тизола» создали джаз-группу и что общего у них с легендарной «Ливерпульской четверкой»?
Музыка – это не всегда вдохновенный рояль и пронзительно чистые звуки скрипки, хоровая мощь и разливы баяна. Это еще и ритмы джаза, задорно, лихо отбивающие рок- и поп-мелодии давних лет. Такие ностальгически родные, словно гулкие удары романтического сердца.
За магией британских синглов
Их тоже четверо, как в The Beatles – легендарной «Ливерпульской четверке», ярком феномене мировой культуры 60-х годов XX века. Магия британских синглов «Битлз» заворожила каждого из них еще несколько десятилетий назад, когда битломания, перешагнув океан и заразив мир, просочилась на виниловых пластинках и рентгеновских пленках в Советский Союз.
Разброс в годах у самодеятельных музыкантов из туринской четверки, группы «Тизол-кавер-бэнд», 10–15 лет, музыкальное образование, жизненный опыт и судьбы разные, а воспоминания о том, как влюбились в «Битлз», – одинаковые. И один стартовый толчок после (почти священного!) прослушивания совершенно непередаваемого Yesterday: взять в руки гитару и попробовать как они, эти классные «жуки» из Британии.
И было, было. Каждый прошел в свое время школьный ансамбль (между прочим, в советские годы вокально-инструментальные ансамбли были во всех школах, участвовали в конкурсах, играли на танцах и школьных вечерах – это была фишка времени). Пробовал себя и в армейской самодеятельности, в стройотрядовских студенческих фестивалях в Знаменке, и потом здесь, в Нижней Туре, в появляющихся как грибы после теплого дождя музыкальных группах. Но не сложилось, не свелось. Учеба, семьи, дети, профессии, работа…
Двадцать лет спустя
Прошло действительно (как у Дюма) двадцать лет. И вот пять лет назад встретились, перекинулись сожалениями, поделились грустью: дети выросли, появилось время кое-какие свои мечты в жизнь воплотить. И прозвучало: «А что, если?..»
Собрал всех и возглавил новый джаз-банд, а точнее бит-квартет, Сергей Дерябин, инженер ОАО «Тизол». В группе он соло-гитара, вокалист и бэк-вокалист. В состав вошли Владимир Соковец, сотрудник завода «Вента», фронтмен группы, лидер-вокалист и бэк-вокалист, ритм-гитара; Владимир Шарлов, рабочий цеха на «Тизоле», ударник; Михаил Вискунов, пенсионер, бывший сотрудник 13-го цеха комбината «Электрохимприбор», игравший в молодые годы в духовом оркестре воинской части 3275, бас-гитара. Со звукорежиссурой мужикам взялся помочь Евгений Савкин (СКДЦ «Современник»), когда-то руководивший группой старшеклассников «Стоп кран!», «сообщества разгильдяев, но не наркоманов, играющего поп-панк», как говорит Женя. И дело пошло.
Во главу угла, разумеется, вышли инструменты и аппаратура. Что ж, гитары принесли свои, попытались сыграться, выступить на первом же заводском корпоративе, и их услышал генеральный директор завода. Как выяснилось, Михаил Григорьевич Мансуров – не только фанат джаза, «Битлз» и тех ностальгических мелодий семидесятых-восьмидесятых, он человек, умеющий смотреть дальше и верить в талант.
И без хитов Луи Армстронга
Вскоре у самодеятельных музыкантов появилось прекрасное оборудование (микрофоны, пульт, колонки), современная бас-гитара, очумелая ударная установка. А с учетом великолепной акустики недавно отремонтированного и хорошо освещенного актового зала музыкальная жизнь не просто наладилась – она пошла в гору!
Ну, и развернулись. Репетируй не хочу! Играй, множь фанатов! Сочный аромат неповторимого стиля хорошего джаз-банда оценит и любитель, и меломан, и лирик, и бунтарь. Пусть нет у них в репертуаре хитов Луи Армстронга, Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена, нет солирующих духовых, как в классическом джаз-банде (кларнета, трубы, саксофона), да и клавишных инструментов пока нет (есть три гитары, два солиста и виртуозный ударник), но даже их неполная технически группа дает тот самый эмоциональный посыл, заряжает позитивом, зажигает танцевальным джаз-фанком.
– Решили играть каверы, композиции рокеров, поп-артистов, джаз, блюз, ар-н-би, – говорит Сергей Дерябин. – Ведь, собственно, кавер-группа – это группа музыкантов, которые берут за основу и перепевают (переигрывают) хиты известных групп и солистов различных жанров в своем, индивидуальном стиле, по-своему переосмысливают авторскую песню и, как правило, не сильно аранжируют, не меняют гармоническую и ритмическую составляющую. Короче, играем хиты всех времен и народов, особенно часто – ренессансных для сцены семидесятых-восьмидесятых, и сами буквально купаемся в удовольствии. Ну, а людям, как вижу, не просто нравится – нас хотят слушать и слушать.
У Самовара – мы и наши ритмы
Примеры есть. Они организовали нынешним летом (как в Екатеринбурге) Ночь музыки в Нижней Туре. На Усошина, близ Самовара, состоялся настоящий праздник. Оказывается, не только сами музыканты полны ностальгии по мелодиям «Машины времени», «Чайфа», «Битлз», «Шокин Блю», «Иглз», Моргулиса, Стиви Уандера, Бон Джови, Антонова, Кузьмина, Демиса Руссоса, «Аббы», Высоцкого, молодых Лепса, Агутина, Пугачевой, Леонтьева. Как сказали ребята: «Люди фанатели от этих родных мелодий, танцевали под Hotel California и I want to know, Come together и It’s my life, пели «Мечта сбывается» и «Рюмка водки на столе», «Поворот» и «Симону», «Там, где клен шумит» и «Шизгару»».
Играли почти четыре часа. Ушли на перерыв, их сменила молодежная группа: рэп, RnB. Ничего ребята работали, но, как выяснилось, репертуар был хоть и популярный, но не всеохватный. Часть зрителей и слушателей ушла.
– Мои друзья рассказывали: «Подходим уже к своему подъезду, вдруг слышим: «туринские битлы» вступили, рок-н-ролл знакомый загремел. Мы разворачиваемся и назад, чтоб ни аккорда не пропустить», – вспоминает Сергей.
Начали они, конечно, с заводских корпоративов и праздников. Потом у Дерябина были: лесновский фестиваль «Встреча друзей», тагильский – «Зеленая лампа», фестиваль барда Сергея Парамонова «Август», башкирский (г. Белорецк) – «Малиновый аккорд». У Сергея хороший тенор, уверенная игра на гитаре. Вместе помогли празднично и музыкально оформить День поселка Ис, выступили на празднике «Завтра осень» (в пос. Выя). Сыграли на Всероссийском слете дилеров, который проходил нынешней весной на базе «Тизола». Весьма приятными были удивление и искренняя благодарность гостей.
Сижу и балдею
Вот и я сижу на репетиции «Тизол-кавер-банда» и балдею. Со сцены звучит:
А я играю на баяне,
На продавленном диване
Для своих нетрезвых дам…
И дальше:
А я играю на коленке
Для прекрасной для шатенки
Свой душевный рок-н-ролл…
Ритм мелодии заводит. Солист (Володя Соковец) в ударе. Прямо-таки заражаешься его вдохновением, его полетом. Сергей Дерябин (ритм-гитара) весь в себе. Сосредоточен, серьезен (о нем говорят: «С ответственностью не расстается»). На лице у Михаила Вискунова (бас-гитара) то вопрос, то недоумение. «Он наша правда, всегда всем недоволен, требует качества и точности, как от профессионалов», – сетуют музыканты. Ну, а ударник Володя Шарлов просто восхищает виртуозностью своей игры. Он словно рожден для такого ритма. Кажется, не только мускулы на его теле, руки с барабанными палочками, мелькающие в безумной круговерти, ритмично притопывающие ноги, но даже клеточки на его сорочке в движении. Ритмом пропитался воздух и звенит. И даже высокие децибелы не оглушают – настолько весело, легко и самозабвенно звучит джаз-банд.
Jazz-band – в переводе с английского «фривольный, малопочтенный оркестр джазов». Но это когда-то, не правда ли? Потому что был уличным, негритянским, не принимался в пуританском английском и американском обществе как еще одна музыкальная версия. А сейчас… Практика показала: в одном отдельно взятом маленьком уральском городке обрел силу, занял почетное место в музыкальном ряду. Пусть пока самодеятельном, но вполне достойном.
Стихия джаза непобедима. А музыка – своя, близкая, родная, связавшая поколения и до сих пор заставляющая биться сердца – захватит вас сама. Вы только к ней придите.
Обратите внимание: материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться.