Татьяна Мурзина о профессиональных и личных секретах и неоконченном школьном романе
Впервые День учителя отметили в Советском Союзе в 1965 году. А через 30 лет был установлен Международный день учителя.
Средний возраст российского учителя сегодня превышает 50 лет. По данным министерства просвещения РФ, лишь половина выпускников педагогических вузов становится учителями. Причины нежелания работать в школе разные: не устраивает зарплата, тяжелая административная работа, большая ответственность, огромная психическая нагрузка и т. д.
Я могу привести множество цитат о том, насколько ценен труд учителя для общества, почему профессия педагога во все времена была уважаемой. Но сегодня мы не будем заниматься анализом. В преддверии Дня учителя я проведу урок с вами, наши дорогие читатели, посвятив его Татьяне Витальевне Мурзиной, учителю младших классов Нижнетуринской гимназии. Так, задние парты, расслабьтесь и не прячьтесь, опроса не будет. Садимся ровненько и слушаем.
Целых 28 лет назад уроженка Нижней Туры, выпускница средней образовательной школы № 5 Татьяна Мурзина пришла в свою родную школу уже в роли учителя начальных классов, получив диплом Нижнетагильского педагогического училища. На выбор профессии повлияло несколько факторов: любовь и трепетное отношение к детям, навыки хорошего организатора (в свои школьные годы была секретарем комсомольской организации), желание отца видеть свою дочь учителем. Кстати, муж и бабушка тоже получили педагогическое образование.
– Татьяна Витальевна, если бы сейчас стоял перед вами вопрос, кем быть…
– …Я бы вновь выбрала свою профессию.
– Что Вам больше нравится и что не нравится в вашей профессии?
– Больше всего мне нравится общение с детьми, нравится что-то организовывать с ними, мне нравится получать результаты своего труда не только в учебном плане, но и в плане воспитания, развития детей.
Не нравится большой объем бумажной работы, которая отвлекает от основной деятельности, занимает время.
– Что Вы больше всего цените в учениках?
– Человечность, доброту, уважительное отношение друг к другу. Я им всегда говорю: вы должны быть Человеком с большой буквы.
– Какой период работы в школе был для Вас самым трудным?
– Ой, ну, наверное, чем дальше, тем труднее. Потому что… К сожалению, мы не так идем в ногу со временем, как наши дети. Мы не успеваем такими темпами их догонять.
Больше начинаешь анализировать свои слова, дела, поступки. И, как правило, начинаешь критиковать себя. По молодости все легко. Я не боялась. Мне казалось, что я все знаю, все умею.
– Какие предметы вы бы ввели в школьную программу?
– Танцы, возможно, какие-то классические. Ведь это тоже развитие ребенка. К культуре, этике мы понемногу возвращаемся. Шахматы добавляются. Какие-то общеразвивающие предметы.
– Когда Вам комфортнее работается: сейчас или в начале трудовой деятельности?
– Двояко. По молодости не замечаешь чего-то и не обращаешь внимания, все воспринимается проще. Сейчас есть и плюсы: мудрость приходит, опыт. Ощущаешь иначе, не рубишь сплеча, как в молодости. Но зато больше самокритики.
– Самая грустная и самая веселая или радостная школьная ситуация из тех, которые Вы запомнили.
– Грустное я стараюсь не запоминать. А веселые бывают каждый день. Иногда хохочем над тем, что говорим, у меня даже дома где-то тетрадочка с записями, перлами. Читаю цитаты на родительских собраниях: смеются, спрашивают, чье. Не скажу…
Радость… Радость встречи с выпускниками, их слова благодарности. Радостно, когда пишут СМС: "Татьяна Витальевна, я окончил с красным дипломом". А я отвечаю: "Мало окончить, надо еще найти себя в жизни". Радостно, когда уже повзрослевшие ребята находят тебя в соцсетях, пишут. Один написал, окончив юридическую академию: "Татьяна Витальевна, я до сих пор помню, как Вы пришли в первый класс, обняли меня, и мне показалось, что Вы такая мягкая, такая добрая, помню ваши руки…" Это, конечно, приятные моменты.
– Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал в школьной деятельности.
– Ой, достижение – наверное, то, что я осталась и работаю. Что я учу детей, несмотря ни на что. А провал?.. Мне не хватает некоего ответственного отношения к себе в плане самоорганизации. Я могла бы, например, стать учителем высшей категории. Но я не хочу этого делать. Считаю это слабым местом в моей работе.
– Что бы Вы никогда не сделали в жизни?
– Я боюсь зарекаться от чего-то.
– По какому принципу Вы живете?
– Раньше мне непременно хотелось сквозь тернии к звездам продираться. А сейчас мне хочется сделать мир вокруг себя добрее. Наверное, мудрость приходит какая-то, жизненный опыт. И по-другому на мир начинаешь смотреть. Где-то прочитала: «Встала Танюшка на весы, они и показывают: "Зато ты, Танюшка, добрая"». Похохотали с мужем.
– Как Вы отдыхаете?
– Мне, конечно, очень хочется отдыхать по заграницам, как можно дальше. Очень хотелось бы побывать в Чехии. Но наши возможности не всегда позволяют нам это делать. С некоторых пор стала любить свой огород. По мере возможности тружусь, и мне это стало доставлять удовольствие.
Любим стряпать с сыном. Люблю посидеть с книгой. Люблю фильмы, но не запоминаю названия. Один сериал запал в душу, и я смотрела его несколько раз: «Лекарство против страха». В нем прозвучала фраза: «Уже поздно возвращаться назад, чтобы все правильно начать, но еще не поздно устремиться вперед, чтобы все правильно закончить!». Я редко смотрю сериалы, но этот хорошо помню.
– О чем Вы мечтаете?
– Сейчас я мечтаю только о том, чтобы как можно дольше жили мои близкие, как можно дольше они были здоровы, о том, чтобы люди меньше болели. И, наверное, мечтаю о мире.
– Какими качествами, по-Вашему, должен обладать учитель?
– В первую очередь нужно очень любить детей. Суметь передать им свои знания, опыт, чтобы пустить их в далекое плавание. Обязательно должны быть присущи юмор, ум, трудолюбие.
– Что Вам мешает жить и что помогает?
– Мешает лень, это я не стесняясь говорю. Иногда не хватает требовательности к себе. Это я признаю. Мешает мне чересчур завышенное чувство справедливости. И знаете, с чем я борюсь всю жизнь? Я очень обидчива. Меня тяжело обидеть, но если это случилось, то я очень долго от этого отхожу.
Помогают оптимизм, юмор, любовь к окружающим, к детям в первую очередь, встречи со своими выпускниками, общение с ними.
– Бывают такие моменты, когда теряете веру в себя?
– Да. Бывают. Некая депрессия как бы наступает. Начинаешь думать, что ничего не получается. Приходится искать источники вдохновения. Они разные бывают, эти источники. Люблю гулять вечерами одна по улицам. Особенно осенью.
– Какие советы Вы могли бы дать первоклашкам?
– Первоклашкам? (Появляется сразу ласковая улыбка на лице.) Быть старательными, внимательными, подольше оставаться такими естественными, милыми, любознательными.
– У Вас нет желания бросить все и начать что-то совершенно новое?
– Ну коней на переправе не меняют. Иногда бывают разочарования. Но…
– Последний вопрос, провокационный: какую оценку Вы бы себе поставили как учителю?
– «Удовлетворительно», «неудовлетворительно»… (Смеется.) Тогда из этих двух оценок – «удовлетворительно». Это будет честно.
Ну что ж, наш урок, дорогие читатели, подошел к концу. Мы провели беседу с учителем начальных классов, добрейшей души человеком Татьяной Витальевной Мурзиной. А лично я прослушала внеклассный урок вместе с 4-А на тему: «Общение». Ребята читали притчу, высказывали свое мнение, ощущение, понимание. Я, как и ученики, пришла к выводу: нельзя обижать других, нельзя засорять природу, делать того, чего не желаешь себе. Действительно, важно не только образование, но и умение жить в обществе, стремление найти правильный путь настоящего человека.
В прошлом году класс Татьяны Витальевны не раз становился героем наших публикаций и даже попал на телеэкран вместе с классом Татьяны Павловны Грошевой. О юных гимназистах сняли сюжет журналисты Областного телевидения как о победителях экологической кейс-игры GreenTeam среди команд Северного управленческого округа. На областном этапе кейс-игры гимназисты стали вторыми. А в городском конкурсе «Лучший ученик года» воспитанница Татьяны Витальевны Мурзиной Кира Лобовикова стала абсолютным лидером среди учащихся третьих классов.
Обратите внимание: материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться.