Газета №: 93 от 19 декабря 2019 г.

Торговля в законе

Рейтинг:
( 0 Rating )
Порядок взаимодействия продавцов с покупателями устанавливают не владельцы магазинов, а законы Российской Федерации
Порядок взаимодействия продавцов с покупателями устанавливают не владельцы магазинов, а законы Российской Федерации
Фото: © с сайта biznes-prost.ru

Какие права потребителей чаще всего нарушаются, и как с этим бороться?

Могут ли охранники в магазине заставить нас открывать сумки по первому требованию? Должны ли мы платить за разбитые нами банки? Можно ли проходить в торговые залы с детской коляской? Накануне праздничного забега по магазинам узнайте, на что вы как потребитель имеете право. Консультация от сопредседателя Союза потребителей Александра Борисова.

 Тонкости хранения

Так, вы имеете полное право не сдавать свои вещи в камеру хранения вне зависимости от их размеров и содержимого. Администрация торговой точки может лишь предложить бесплатно упаковать ваши личные вещи в вакуумный пакет.

Помните также, что вы имеете право на сохранность вещей, сданных в камеру хранения. А это значит, что наличие у вас ключа от камеры является подтверждением заключения договора хранения. Плакаты, предупреждающие об отсутствии ответственности администрации магазина за оставленные вещи, противоречат Гражданскому кодексу РФ (п. 3 ст. 891: «Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах»; ответственность за утерю наступает в соответствии со ст. ст. 901, 401 ГК РФ).

 Разбил – плати?

Вы имеете право не платить за вещь, испорченную в магазине. Конечно, это не дает нам права крушить в магазине все на своем пути. Но если вы поскользнулись на мокром полу или, протискиваясь сквозь узкий проход, заставленный коробками, что-то неумышленно повредили, не платите за это. Администрация магазина может взыскать с вас деньги исключительно в судебном порядке.

Кстати, бывает ситуация, что покупатель получает в магазине травму. Должен ли магазин выплатить какую-то компенсацию? Да, но только в том случае, если вы, допустим, упали из-за скользкого мокрого пола или под вами проломилась какая-то хрупкая поверхность. Ситуации бывают разные, но в любом случае вина магазина должна быть доказана. Если вы пострадали из-за собственной неосторожности – магазин ничего не заплатит.

 Ох, охрана…

Охрана в магазинах тоже часто нарушает права потребителей. Знайте, что вы имеете право проигнорировать слишком навязчивые просьбы предъявить свои документы. В случае если охрана магазина мешает вашему свободному перемещению, она, согласно статье 203 УК РФ, превышает полномочия. А это, между прочим, грозит двумя годами лишения свободы или исправительными работами.

При попытке охранника досмотреть вас или ваши вещи смело говорите ему, что правом на личный досмотр обладают исключительно сотрудники полиции в присутствии двух свидетелей и под протокол досмотра. И то мера будет законной лишь тогда, когда сработала охранная магнитная рамка или факт кражи подтверждается видеонаблюдением. Иначе никаких претензий быть не должно.

Главное – не стоит оказывать физическое сопротивление. Если вы причините вред здоровью охранника, вы однозначно становитесь правонарушителем с соразмерной повреждениям тяжестью наказания. Держите себя в руках!

 Коляска не танк

А как насчет еще одной популярной запрещалки – прохода в магазин с колясками? Между тем, не разрешая это, администрация магазина нарушает сразу несколько требований законодательства.

Существует СНиП 3501-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», где прописано: руководство магазинов не имеет права препятствовать доступу маломобильных граждан в торговые залы. А покупатели с детскими колясками как раз относятся к этой группе граждан.

Дальше – больше. Гражданский кодекс РФ предписывает, что организация не имеет права оказывать предпочтение одной группе лиц перед другой при заключении договоров купли-продажи. Да и правила пожарной безопасности требуют, чтобы ширина проходов была не менее 80 сантиметров, что вполне достаточно для проезда стандартной коляски. Так что ссылайтесь на эти нормы и не соглашайтесь оставлять ребенка без присмотра.

 

В приоритете – ценник

Как часто, особенно в сетевых магазинах, мы видим в ценниках одну стоимость товара, а на кассе нам пробивают другую. И, как правило, она выше, чем в ценнике. Здесь закон тоже на стороне покупателя.

В 1 пункте статьи 10 закона «О защите прав потребителей» указано: «Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». В пункте 2 той же статьи уточняется, что цена в рублях является важной частью этой информации. Поэтому вам обязаны продать товар именно за указанную стоимость на момент совершения покупки, и никак иначе.

В кассе нет размена, чтобы дать сдачу? Тоже не ваша проблема. Пункт 38 письма от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети», гласит: «Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самостоятельного размена». Поэтому требуйте, чтобы кассир или администрация магазина искали выход из сложившейся ситуации.

 Вернуть товар можно, но не всегда

Если у вас есть сомнения в качестве проданного товара, или вы обнаружили, что товар «что-то не того», идите к продавцу. Он обязан принять товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку качества, причем с участием покупателя. Если нужно провести экспертизу товара, то она делается также за счет учреждения торговли.

В течение 14 дней можно вернуть в магазин практически любой товар, если были сохранены товарный вид и потребительские свойства. То есть вы дома обнаружили, что размер все же не ваш, цвет не к лицу, по размерам вещь не вписалась в интерьер – есть возможность поменять товар на аналогичный. Если подходящей замены нет, продавец должен вернуть деньги. Вы не вправе отказаться лишь от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства.

Для справки

Товары надлежащего качества, которые не стоит пытаться вернуть в магазин:

Предметы личной гигиены;

Лекарства и медицинские приборы;

Товары для ухода за детьми;

Нательное и постельное белье, чулочно-носочные изделия;

Парфюмерия и косметика;

Ткани, а также ленты, тесьма и кружево, отпускаемые на метраж;

Провода, шнуры, кабели;

Строительные и отделочные материалы на метраж;

Одноразовая посуда и упаковочные материалы из полимеров;

Бытовая химия;

Пестициды и агрохимикаты;

Бытовая мебель;

Ювелирные изделия;

Автомобили и мотовелотовары, прицепы, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и плавсредства бытового назначения;

Гражданское и служебное оружие;

Непериодическая печатная продукция;

Животные и растения;

Товары бытового назначения с гарантией (телефоны, фотоаппараты и т. п.).

РСЯ 1140px

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями:
Поставьте оценку:
Рейтинг:
( 0 Rating )
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
0 символы
Вложения (0 / 3)
Укажите свое местоположение на карте

Редакция газеты «Время» Логотип газеты «Время»
624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А
+7 34342 2-79-62
РСЯ 1140px

ГАУПСО «Редакция газеты «Время»

624221, Свердловская область, Нижняя Тура, 40 лет Октября, 2 А

Интернет: Логотип газеты «Время»

Телефон: +7 34342 2-79-62

E-mail: agent@vremya-tura.ru

Режим работы:
Пн.-Чт. 08:15 - 17:30, Пт. 08:15 - 16:15

RUB

Материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться

Главный редактор: +73434227666, redactor@vremya-tura.ru
WhatsApp +79533870146
Telegram: +79533870146

Корреспонденты: +73434227987, reporter@vremya-tura.ru

Отдел рекламы: +73434227962, reklama@vremya-tura.ru

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.