Стройный, подтянутый, моложавый мужчина с чистым, открытым лицом, не изборожденным глубокими морщинами, и если бы не борода, густо посеребренная сединой, ему бы никто не дал более сорока лет, ну от силы – сорок пять, так выглядит человек с чисто русской фамилией – Медведев, которого знают многие жители города.
Совсем недавно Вячеслав Михайлович отметил пятидесятипятилетие со дня своего рождения. Он долгие годы работал в редакции, сделанные им снимки регулярно публиковались в газете и знакомы тысячам читателей. А в последние несколько лет редко кто из нижнетуринцев проходил мимо его фотокамеры, желая заполучить снимки в семейный альбом или фотографию на новый паспорт. Знают Вячеслава Михайловича Медведева земляки и по выставкам его фоторабот, время от времени устраиваемым в нашем городе.
Слава, так обычно называем мы его в своем кругу, частый гость нашей редакции. Впрочем, слово «гость» к нему совсем не подходит, так как фотокорреспондент хотя и сменил место работы, став фотографом в фотоателье, все равно остался нашим коллегой и добрым товарищем. Каждый его приход в журналистский коллектив вносит оживление в размеренную, отлаженную, а порой очень нудную, повседневную жизнь газетчиков. Его шутки, юмор, выданные на-гора хохмы дают нам хорошую разрядку. В июльские дни визиты В. Медведева в редакцию стали чаще:
Слава готовил свои фотоработы к выставке, с которой нижнетуринцы уже могут познакомиться, зайдя в вестибюль здания районной администрации.
Фотовыставка, посвященная 250-летию Нижней Туры, 50-летию городской газеты, – итог многолетний работы фотокорреспондента, фотографа, фотохудожника Вячеслава Медведева, плод его творчества, которое измеряется десятилетиями постоянного, кропотливого труда, пробами и ошибками, поисками и находками.
Все начинается с детства. Эта расхожая фраза, если задуматься, действительно имеет право на существование. Когда, как не в детские годы, мы начинаем чем-то увлекаться, что-то любить, к чему-то привязываться. Часто увлечения, зародившиеся в детстве, сопровождают нас и в зрелом возрасте, нередко служат нам духовной опорой, становятся основой в выборе профессии, а порой и постоянным занятием. Так случилось и с героем этой публикации, для которого увлечение фотографией стало смыслом всей его жизни.
– Мне было девять лет, – вспоминает Вячеслав Медведев, – когда мама купила фотоаппарат «Смену». В то время, в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов, пожалуй, каждый второй пацан занимался фотографированием, было та кое повальное увлечение. Но осознанно и серьезно я занялся этим делом в двенадцать лет, после того, как у меня появился свой фотоувеличитель. Мать долго охала, ахала (двадцать рублей стоило фотооборудование, по тем временам – большие деньги), но все же купила мне фотоувеличитель и объектив к нему. Хорошо помню свой первый снимок - фотографию друга детства, напечатанную своими руками. Шибко мне она понравилась, и радость была неимоверная.
После окончания школы Слава, как и многие его сверстники, служил в армии, потом работал на заводе в городе Невьянске, где жили его родители. Возможно, и связал бы он свою жизнь с производством, не попадись ему на глаза объявление в местной газете «Звезда», сообщающее, что редакции требуется фотокорреспондент.
– Думаю, дай-ка попробую, – продолжает рассказ мой собеседник, – попытка не пытка. Принес в редакцию подборку своих фотографий, на мой взгляд, наиболее интересных, и... был принят на работу. Так, в 1973 году я стал фотокорреспондентом городской газеты.
Мне очень повезло, что уже на следующий год меня послали учиться в Свердловск в школу фотокорреспондентов, на базе которой чуть позднее был образован Институт журналистского мастерства (ИЖМ). Посмотрел я там фотографии, какие нам показывали, на фотовыставках побывал, свои снимки, что привез на учебу, даже из сумки доставать не стал: куда уж нам... в калашный ряд.
Об институте журналистского мастерства у Славы остались самые лучшие воспоминания. Кстати замечу, что в те годы через эту школу прошли многие журналисты городских и районных газет. Занятия, проводимые квалифицированными преподавателями, специалистами-газетчиками, тесная связь теории с практикой, общение с коллегами – все это давало положительные результаты, тесно увязывалось с непосредственной работой в газете.
Полученные знания Вячеслав Медведев успешно применял на практике, а вскоре и его снимки заняли достойное место на первой выставке фоторабот курсантов ИЖМ. Однако вернемся к тому периоду, когда Вячеслав Медведев только начинал работать фотокорреспондентом.
– Начинать новое дело всегда нелегко. Хорошо помню первое редакционное задание – сфотографировать воспитательницу детского сада. Уйму времени потратил, человека замучил, сам намучился, пока не подыскал нужный сюжет для кадра. Ладно, что воспитательница знакомой мне была, мужественно позировала перед фотокамерой.
Сначала было трудно работать, а потом привык, втянулся в дело, желание появилось, интерес к съемкам. И где только я не бывал: и в шахту спускался, и в забой, и в печь, где цемент готовят, лазил, и в ковше экскаватора, и в люльке автомобильного крана поднимался на высоту, чтоб сделать снимки для газеты. Такая уж у нас профессия – все видеть, все знать, а потом это донести до читателя.
Переехав из Невьянска в Нижнюю Туру, Медведев не изменил избранной специальности и стал работать в нашей газете. Более того, и в свободное время он практически не расстается с фотоаппаратом.
Идет ли по городу, выезжает ли на природу – фотокамера всегда под рукой, поскольку очень важно уловить какой-то сюжет, который, возможно, появился единственный раз на один миг, и запечатлеть его в кадре.
Слава очень много снимает. Его фотографии – это подлинность, свежесть, непосредственность увиденного, каждый снимок – самостоятельное законченное произведение.
Таковы его фотографии, на которых запечатлены размахивающие крыльями и целующиеся голуби, купающийся в луже весь взъерошенный воробей, портрет конопатого мальчишки с «бесенятами» в глазах, капля дождя, заблудившаяся в траве, домотканый узор паутины, украсивший еловые лапы, ребятишки, купающиеся в море луговых цветов, и сотни других снимков, в которых отражена жизнь людей, природы, конкретного человека...
Перебираю фотографии редакционного фотоархива, львиная доля их – медведевские снимки. Они и сегодня не потеряли свою актуальность и нередко появляются в нашей газете, ибо Слава всегда умел и умеет найти сюжет, отыскать точку, откуда вести съемку, выбрать подходящий момент хорошего освещения. Все это очень важно. Но, по-моему, самым главным фактором, определяющим ценность его работ, является то, что фотообъектив у Медведева смотрит на мир человеческими глазами.
Обратите внимание на портреты с его выставки: молодые девушки и женщины дивной красоты, обаяния, мягкости и нежности характера, лица приветливые, доброжелательные... А снимки людей труда, который, а это хорошо видно на фотографиях, им не в тягость...
Впрочем, не буду пересказывать содержание фотографий – неблагодарное это дело, фотоснимки, как и картины художников, надо лицезреть воочию, иметь личное мнение об увиденном.
В поисках фототрофеев Вячеслав Медведев исколесил Нижнюю Туру и ее окрестности вдоль и поперек, причем не раз, находя новые и новые сюжеты для съемок. А сколько было встреч с людьми, общение с которыми обогащало не только духовно, но и давало богатый фотоматериал.
В личном фотоархиве, кстати сказать, очень солидном, у Славы хранятся прямо-таки уникальные кадры и фотографии. Вот что он сам говорит по этому поводу:
– Помню, приезжал в наш город удивительный человек, Герой Советского Союза, летчик Михаил Петрович Девятаев, в годы войны бежавший из плена на немецком самолете. Я фотографировал этого прославленного воина, а потом долго «химичил» над его портретом, стараясь сделать так, чтобы он представлял собой символ памяти о героях прошедшей войны.
Встреч с известными людьми у меня было много. Писатели, артисты, работники кино, журналисты обычно практиковали приезды в города и районы нашей области на «Поезде искусств», в семидесятые годы была такая форма общения знаменитостей с населением. Мне памятны встречи с В. Липатовым, Г. Боровиком, с известными артистами театра и кино братьями Соломиными.
Вячеслав умеет видеть, слушать людей, чувствовать природу нашей земли. Неслучайно поэтому его любимые фотожанры – портрет и пейзаж.
Смотришь на его работы и понимаешь: умеет фотохудожник запечатлеть красоту природы, показать характер человека, уловить фотообъективом миг, название которому - жизнь.