В период пандемии нижнетуринский предприниматель Александр Копытов реализует благотворительный проект к юбилею Победы
Ограничительные меры уже сказываются на доходах предпринимателей, для которых может быть губительной даже одна нерабочая неделя. Но Александр Копытов из поселка Ис в этой ситуации стремится защитить сотрудников и предоставить им социальные гарантии.
Это интервью готовилось в прошлый номер, когда почти все предприятия торговли и услуг оказались на «карантине», и мы посвятили его главной теме: как гибко перестроить работу, чтобы остаться на плаву.
Маски шьют сами
– Для всех сотрудников наших магазинов мы постарались сшить многоразовые маски, выдали всем защитные перчатки, поставили на всех кассах дезинфицирующие растворы. Каждые два часа под роспись в тетради уборщицы протирают все ручки, брызгают на входные группы и коврики дезраствором, – рассказывает Александр Петрович.
– Повсюду сейчас наблюдается проблема с масками и антисептиками. Как Вы вышли из положения?
– Защитных одноразовых масок нет нигде, я искал их у поставщиков в течение последних трех недель. Решили сшить их самостоятельно по лекалам из Интернета – из хлопчатобумажной ткани и пяти слоев марли. Так что их можно менять, стирать, прогладить и повторно использовать. Что касается дезрастворов, они у нас имелись с запасом. Раз имеется предприятие общепита – столовая, в ней проводится регулярная обработка и без эпидемий, растворами деохлора, другим антисептиками.
Как перестраивается торговля
– А сколько сотрудников работает с покупателями в торговом зале?
– Всего в поселке Ис у нас четыре продуктовых магазина. В большом магазине в одной смене работает четыре человека, и пятый на розничной продаже свежей выпечки. В малых магазинах по одному человеку – на кассе. Чтобы не создавать скопление сотрудников в помещении одновременно, пересмотрели график работы фасовщиков. Им сократили рабочий день, сделали его более интенсивным – если пришла машина с товаром, его быстро расфасовывают, и люди уходят домой. При этом на заработной плате это никак не скажется.
– В связи с последними событиями ваше предприятие общепита закрыто. Как выходите из положения, чтобы покрывать убытки?
– Пекарня продолжает работать и изготавливает продукцию на вынос, по частным заказам внутри поселка, в том числе и поставляет выпечку в киоски в Нижнюю Туру. Продукция наша всегда упаковывается, покупатель не имеет доступа к прилавкам и не может трогать продукцию – понравившуюся берет продавец (с личной медицинской книжкой) в перчатках и, поместив в пакет, передает покупателю.
– Какой-то инструктаж с сотрудниками проводили, как вести себя во время опасности распространения COVID-19?
– Да, конечно, акцентировали внимание на личной гигиене. Разместили дополнительные инструкции, как вести себя, например, если у покупателя явные признаки простудного заболевания, а также призвали не допускать одновременного скопления людей в торговом зале.
Нет морального права задирать цены
– Как обстоят дела с покупательским спросом? Исовчане тоже расхватали все с прилавков?
– Заметили мы повышенный спрос на гречку пару недель назад, но сейчас все выровнялось, все крупы, продукты в наличии, у поставщиков все есть. Покупатели, к счастью, приходят. Но их визиты стали более сосредоточенными, что ли. Раньше визит в магазин был прогулкой, общением, развлечением даже, сейчас такого нет. Быстро берут необходимое и уходят. Да и на улице людей значительно меньше.
– А как вели себя поставщики в этой ситуации? Ведь именно они повышают цены. И это сказывается на ценниках в ваших магазинах?
– У нас нет никакого морального права задирать цены, когда людям и так непросто. Наценка стандартная – от 20-25%. Но цена на гречневую крупу у поставщиков подскочила, когда пошел большой спрос, – у некоторых ценник увеличился на 30 рублей от первоначальной цены. Поставщики, производители разные, да. В тот момент мы вообще не стали закупать гречку. Был уже опыт, обожглись, когда резко подорожала соль, до 100 рублей за пачку. Потом с резким спадом не знали, как от нее избавиться и свои затраты отбить. Поэтому панике не надо поддаваться. Пусть пару-тройку дней гречки не было, но позже купили ее дешевле, у других поставщиков. Сейчас гречка в продаже имеется.
«Казалось, опасность преувеличена»
– Сейчас федеральным и областным правительством предлагается ряд мер по поддержке предпринимателей в это непростое время. Какими Вы, скорее всего, воспользуетесь?
– Определенные акценты для себя, конечно, расставляем. Но отсрочки по налогам не освободят нас от их уплаты в дальнейшем, и надо понимать, что платить все равно придется, хоть и через полгода. Но уже обратились в банки с письмами с просьбой о выделении беспроцентных кредитов на выплату заработной платы – это очень хорошее подспорье, чтобы как-то удержаться на плаву.
– А как удается следить за собственным здоровьем, ведь предпринимателям приходится ездить в большие города на базы, чтобы закупить товар, и контактировать с большим числом людей?
– Очень много поставщиков работает с доставкой, заказываем через Интернет, в крайней необходимости ездим в Нижний Тагил.
– Многие уральцы планировали отдых на весну, чтобы оправиться от зимы у моря, под солнцем. Как коронавирус повлиял на ваши планы? Успели отдохнуть, или пришлось отложить поездку?
– В прошлом году мы уже в феврале покупали билеты и строили планы, в этом году от таких планов пришлось отказаться. Когда я смотрел новости про Китай, мне казалось, что многие преувеличивают опасность болезни, что это далеко, и не дойдет до Урала. Но сегодня ситуация такова, и надо приспосабливаться к ней.
В планах – реставрация мемориала
– Повлияют ли карантинные меры и финансовые сложности на ваши намерения отреставрировать Мемориальный комплекс в поселке? До него ли?
– Несмотря ни на что, патриотизм и уважение к истории нашей страны всегда будет актуальным, комплекс мы отремонтируем. Будем обращаться к инициативным жителям, где-то своими руками, где-то просить у поставщиков скидку на строительные материалы, где-то искать спонсоров. Цена вопроса – более двухсот тысяч рублей. Но люди все равно откликаются. Уже закуплена штукатурка, начались работы по лицевой стороне забора, производится отбивка старой штукатурки на мемориале. Может быть, работы сделаем не в полном объеме, но сам мемориал и забор отремонтируем обязательно. Дорожками можно заняться позднее. Даже если отменится парад или праздничные мероприятия, но мемориал, где высечены имена наших отцов и дедов, юбилей Победы должен встретить в достойном виде.
У нас нет никакого морального права задирать цены, когда людям и так непросто. Наценка стандартная – от 20 до 25%.