Православные Нижней Туры получили необычный дар – бумажный собор от оригами-мастера Николая Курилина
День был воскресный, праздничный для всякой православной души. 26 июля после прозвучавшей в сводах храма во имя Трех Святителей литургии, во время молебна настоятель иерей Анатолий Кузнецов освятил необычную скульптуру-оригами храма Василия Блаженного, преподнесенную в дар прихожанам мастером-дзен Николаем Курилиным.
Во время обряда освящения люди подходили ближе к столу, на котором было установлено бумажное чудо, любовались, восхищались красочностью и тщательностью исполнения, мастерством исполнителя, крестились, улыбались.
Большое событие
– Это большое событие для нас – получить в дар столь чудесную рукотворную скульптуру, – сказал батюшка Анатолий. – Она, как солнышко, заглянула к нам и останется теперь надолго в сердцах. Храм пришел к храму.
Николай Иванович Курилин делал эту скульптуру полгода. Состоит она из шестидесяти тысяч бумажных модулей. Работа неимоверно кропотливая и, как выяснилось, увлекшая мастера с головой. Шел он к этой идее долго, осваивал все премудрости мастерства дзен, начиная со зверушек, корзин, ваз, цветов, заканчивая сложными архитектурными модулями. И очень много читал.
Искусство – зеркало истории
И вот результат: довольно точная копия знаменитого московского православного храма Василия Блаженного, бывшего собора Покрова Божией Матери, культового сооружения, возведенного в 1554 году в честь покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Храма с богатейшей историей, включающей и трагический факт жестокого ослепления архитекторов, строителей храма, «дабы не повторить никому боле красоту сию», и надругательство Наполеона, державшего в храме лошадей, а потом решившего взорвать его. Но внезапный ливень (не провидение ли Господне?!) погасил зажженные фитили и спас сооружение.
И еще несколько раз храм был на краю гибели. После революции его закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли. Позже святой отец был причислен к лику святых в сонме новомученников и исповедников.
Это сейчас, в наши дни, мир радует своими куполами и великолепными сооружениями самая красивая церковь во всей России, сакральный комплекс, говорящий о единстве Руси. И у каждой творческой души появляется порыв передать эту неземную красоту на холсте, в бумаге, камне, в тексте, на экране.
Два разных и похожих храма
Что удивительно, история нашего, нижнетуринского, храма во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – не менее интересна, поучительна и в чем-то даже перекликается с историей самого знаменитого, московского.
Заложенный на средства казны и деньги прихожан в Нижнетуринском заводе в 1814 году (на месте сгоревшей деревянной церкви), храм до самой революции нес людям культуру и духовное просветление, оставался обителью покоя и умиротворения. Но в революцию был закрыт.
В архивах остались записи:
«Начали со снятия крестов металлических, снимали иконы, грузили на телегу и везли в поселковый совет. Там иконы рубили и заставили сторожа топить ими печь.
Когда иконы заполыхали, начался сильный треск. Все служащие испугались и выбежали на улицу. Нижнюю печь разнесло…»
Подвиг священника
Есть у храма и свой святой – настоятель Александр Адрианов. Он причислен к лику святых за свой священнический подвиг: мужественный и верный идеалам добра человек не отрекся от веры и был расстрелян красногвардейцами на станции Выя. Захоронен у церковной ограды.
Его мощи отправлены в Синод для окончательного подтверждения. Вскоре рака с мощами святого Александра Адрианова вернется в Нижнетуринский храм. Храм, который действует, радуя прихожан со всей округи своей красотой, уютом, возможностью в тиши разобраться в себе, оценить свои поступки, научиться добру.
Новая задумка мастера
История по-прежнему увлекает мастера-дзен Николая Курилина. Его очередная творческая оригами-веха – сооружение копии Нижнетуринского православного храма во имя Трех Святителей.
Коренной нижнетуринец, он не может не отдать дань своих усилий, своего творчества родному храму и его прихожанам. Его друг Сергей Чикишев в помощь ему уже сфотографировал сооружение во всех возможных ракурсах.
– Жаль, что нет схемы, – говорит Николай Иванович. – И все же – попробую. А вдруг да получится еще раз порадовать Боженьку!
При подготовке статьи использованы материалы архива Нижнетуринского храма во имя Трех Святителей