Что учитель Лариса Перевозчикова ожидает от родителей и детей, и на какой случай у нее существует план Б?
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни», – сказал Конфуций. Она выбрала. Раз и навсегда: школа, учительство, дети – самые маленькие и самые интересные, с глазами-лампочками, готовыми тебя зажечь, глазами-надеждой, ждущими от тебя что-то новое, глазами-вопросами, глазами-восторгом.
Самое мощное увлечение
Лариса Леонидовна Перевозчикова – учитель младших классов городской гимназии. Профессию свою выбрала настолько по душе (и по Конфуцию!), что сейчас не работает, а просто живет ею, отдавая своим ученикам и душу, и сердце, и знания, и все свои умения, и даже настроение – настолько любит она детей. Сама же профессия превратилась для нее в самое мощное увлечение. Никаких больше хобби не нужно. Да тем более и некогда распыляться: своих двое.
Она окончила Тагильский пединститут по специальности «учитель младших классов и истории искусств». А вот эта, вторая, часть записи в дипломе, характеризует ее как человека, художественно мыслящего, близкого к творчеству, искусству и его глубинной истории. Родители ее второклашек считают, что им здорово повезло с первой учительницей: романтичная, добрая, улыбчивая и красивая – дети обожают таких!
Организовать интервью с продвинутым учителем (а об этом говорят не только отзывы родителей, но и многочисленные награды и победы ее самой и ее воспитанников), пожалуй, веление времени. А скорее – очень неординарной ситуации с предстоящим обучением, возникшей в связи с пандемией коронавируса. Младшие школьники, их метод обучения особенно волнуют родителей и учителей. И хоть четкие ответы на все острые вопросы может дать только руководство области, города и школы, тем не менее мысли, намерения хорошего молодого учителя очень интересны общественности. Да и просто разговор по душам с учителем в канун Дня знаний, думаем, вызовет интерес.
«Загляни в себя – каким ты стал»
– Лариса Леонидовна, какой он, Ваш нынешний класс?
– Полный энтузиазма, готовый учить и учиться. У ребят огромный творческий потенциал, они способны удивлять и вызывать восхищение, очень эрудированные и талантливые дети. Но я не люблю сравнивать кого-то с другими, всегда говорю: «Загляни в себя, подумай и спроси: что ты умеешь и сделал вчера, и что – сегодня, каким ты стал?». Они – моя жизнь, мой добрый, милый, дорогой класс! А в саму себя я не только заглядываю, я все время копошусь в себе, примеряю себя к ним – умненьким, требовательным лапочкам.
– Стандартное ли, дистанционное ли обучение… Школу пройти все равно надо. Как собираетесь настроить своих учеников, убедить и успокоить родителей, пройти этот путь по-новому?
– Я готова к любому решению руководства. У меня всегда есть план Б. Мой личный опыт дистанционного, например, обучения – это выбор доступного и комфортного для меня и учеников формата занятий. Уже организовывала уроки в режиме видеоконференции в Skype, записывала и показывала короткие видео, чтобы ученики могли в любой момент пересмотреть.
И хоть никакое дистанционное обучение не заменит очного, я намерена максимально использовать обучающие платформы – действенный инструмент для дистанционки: старый добрый дневник, сайт Учи.ру – содержащий задания в игровой форме по математике, русскому языку, окружающему миру, английскому. Яндекс.Учебник, с помощью которого можно реализовать индивидуальные траектории внутри одного класса. Так, учитель может дать задания всему классу или индивидуально, сэкономить время на проверке заданий и подготовке к урокам. Задания же распределены по темам.
– Какая техника поможет общаться на расстоянии?
– Для комфортного дистанционного обучения необходим любой гаджет с Интернетом. Многие ребята выходили на видеоконференцию с телефонов. Лично мне удобно проводить онлайн-уроки с ноутбука. Общение с родителями осуществляется через WhatsApp.
Непредсказуемые дети
– Как Вы ведете себя с детьми и родителями? Чего Вы от них ожидаете?
– В нашем деле очень важна атмосфера дружеского взаимопонимания. Родители моих предыдущих классов – мои хорошие знакомые и даже друзья. Этот опыт вдохновляет. Стараюсь привлекать родителей к активному участию в развитии и воспитании детей. Совместные праздники, мастер-классы, походы – неотъемлемая часть совместной воспитательной работы.
А дети… Дети очень непредсказуемы. Всегда жди сюрпризов и не бойся их, иначе потеряешь свое лидерство. Когда показывала открытый урок на город – урок объяснения нового материала, то ученик в самом начале урока сказал все, что уже знает, а это планировалось только узнать. Весь сценарий урока пошел насмарку. Но я не растерялась и спросила его: «А что ты думаешь об этом?». И тут траектория урока поменялась на все 180 градусов. Дети работали как никогда! Урок прошел на одном дыхании. Между прочим, сейчас часто использую этот прием.
– Ваши педагогические принципы. Кто Ваши кумиры?
– Я стараюсь быть понятной и услышанной детьми. И мне тоже интересно то, что интересно детям. Не боюсь экспериментировать, не боюсь проигрывать. Заинтересовать ребенка можно только собственным зажигательным и интересным примером.
Кумиров нет, есть методики, которые мне интересны. Есть люди, которые в моей жизни играют и сыграли важную роль, такие, например, как первая моя учительница Лидия Сергеевна Еловикова и классный руководитель Ольга Павловна Коростелева. Я очень им благодарна. Многие прекрасные люди и авторы необходимой по жизни литературы дали мне фундамент, многие мотивируют меня.
Научить учиться
– Лариса Леонидовна, какова Ваша цель?
– Моя главная цель – научить детей учиться. Стремлюсь, чтобы дети узнали как можно больше, потянулись к прекрасному, научились свои знания применять на практике. И это далеко не только знания по предметам. Это способность к саморазвитию, к умению ставить перед собой цели и их достигать, планировать, самореализовываться.
Отлично понимаю, что учитель со временем перестает быть ключевым элементом системы (когда у ребятишек горят глаза, навострены уши, и они нетерпеливо впитывают твои слова, звуки голоса, саму информацию и твою энергетику, когда ты рядом). Создавшаяся ситуация вынужденной работы в удаленном режиме готовит нас к тому, что мы все – и учителя, и родители, и дети – должны научиться входить в самостоятельную среду, где как раз и набиваются навыки самореализации. И не надо ничего страшиться.
Что мы ждем в данном случае от родителей? Помощи, внимания, личной дисциплины и ответственности. От нас, учителей, потребуются всеохватность, быстро приобретаемые навыки. От детей – взрослая сосредоточенность, и еще раз – дисциплина. Тогда будут результаты.
День знаний – праздник для учителей, учеников и родителей. Наш праздник! Поздравляю всех, кому предстоит долгий и увлекательный путь в Страну знаний. Пусть школьный первосентябрьский звонок принесет вам новые надежды и мечты, вдохновит на новые идеи.
Лариса Леонидовна Перевозчикова награждена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Она – неоднократный победитель муниципальных конкурсов методической продукции эффективных технологий, победитель Педагогических чтений, участник областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2020».
Ученики прошлого выпуска (2018–2019 гг.) – победители городской олимпиады по математике, регионального робототехнического конкурса «Робобаттл» в номинации «Творческий проект», городского конкурса исследовательских работ «Радуга проектов». А вчерашние первоклассники – уже победители Всероссийского конкурса мультипликации Российского движения школьников (РДШ), участники областного конкурса проектов «Уральский характер».