О чем мечтает и чем вдохновляется удивительная мастерица Татьяна Перевозникова
Кто хоть раз побывал в здании Нижнетуринской администрации, тот, уверена, навсегда запомнит удивительное, необычное панно-барельеф, раскинувшееся во всю центровую трехметровую стену холла.
Карта Нижней Туры. В старинном стиле, но с современной подсветкой. Можно сказать, город на ладони, с главными своими точками истории, геофизики, современности. Карта, придуманная мастером и талантливыми руками привязанная к документальности с помощью сотрудников краеведческого музея. Обрамляет панно знаменитый шайтанский шиповник – волшебный цветок древних вогулов (манси).
Только своими руками
Стоишь, впитываешь этот мягкий глубинный пастельный оттенок, так похожий на цвет древних манускриптов, читаешь емкую историю Туры, аккуратно выведенную как бы на развернутой бересте древнего указа, и дух захватывает. Автор такой красоты – художник-дизайнер Татьяна Перевозникова. А карта – только ее неутомимых рук дело.
Три месяца, иногда и ночами, она действительно корпела над этой своей масштабной фантазией одна. Гипс, шпаклевка, мастерок, клей, краска, наждак для ошкуривания, лак, трудолюбие, тщательность и упорство – каждую выемку, каждый завиток, правильное направление дыма из грэсовских труб, выпуклые узнаваемые здания, легендарная гора Шайтан, пруд, заводы, памятники, храм, шрифт на подписях… Вот и получился такой барельеф – скульптура, нанесенная на стену. Такая красота.
От земли до космоса
В Интернете ее уже знает, пожалуй, весь мир. Точнее, ее знаменитую карту мира, которая украшает ее сайт, и такая же у нее дома, в рабочем кабинете. Тоже гипс, штукатурка, краски и лак, точность и тщательность исполнения. Сейчас взялась за карту нашего космического неба с подвижной карты в Интернете. И сделает. Она упорная, педантичная в распределении своего жизненного времени, хотя занятий у нее столько, что у другого человека голова бы давно пошла кругом.
Был еще в ее недолгой нижнетуринской биографии прекрасный Свадебный зал в ДК, скульптурная группа по улице Декабристов.
О ней все забыли, она начала чахнуть, осыпаться.
– Когда она ожила, и окружающее пространство я расчистила от камней и травы, стали подходить люди, благодарить, – вспоминает Татьяна. – Очень приятно было. На очереди – реставрация скульптуры Ленина, что на Сорокалетке. Это ведь все предметная история, и она, оказывается, многим дорога.
Много она работает по частным заказам, делает барельефы в зданиях, частных домах, оформляет ландшафтные уголки отдохновения в садах, берет муниципальные заказы. Любит соединять барельеф с общим ландшафтом, хорошо разбирается в растениях и их сочетаемости.
Отдельная песня – один из городских ресторанов. Реставрировала его все лето. Хотелось сделать светлое просторное помещение, с воздухом и зрительной перспективой, с легким, но запоминающимся дизайном, обладающим собственным лицом.
Осветлила стены, добавила светильников, зеркал, имеющиеся – украсила ненавязчивым орнаментом, разделив два основных круглых зеркала на половинки «инь» и «ян». Изящные трепетные бабочки, собственноручно вырезанные из ватмана, украсили стены большого гостевого зала маленькими семейками. Занавеси в этом зале и в каминном словно вытканы из их крылышек, тонально повторяют стены. В каминном зале – модные арки романского стиля, похожие на строгие эстампы, десять квадратов стен оформлены собственноручно Таней имитацией в стиле кирпичной лепнины: каждый выступающий на светлом фоне кирпичик вылеплен мастихином точно и четко.
В общем, получилось. Все так сказали.
Шедевры под Вивальди
У нее прекрасный вкус и точный глаз, а еще – высокая чувствительность художественной натуры. В душе романтик, она очень любит работать на музыкальном фоне – Вивальди, Шопен, тонкая и проникающая в самую душу классика: в общем. Шопен, так сказать, в ушах, а мастихин – в руках. Вся вечно в гипсе, краске, клее и лаке, без модных ногтей. «Особенно активно они отлетают, когда барельефы ошкуриваешь», – смеется Таня. Иной раз сутками без сна: увлечение – дело азартное, не замечаешь, как сутки меняются.
Отдыхает дома за мольбертом или у камина с томиком Булгакова, Есенина, Толстого. Опять классика. Вот такой Таня несовременный, но глубокий и притягательный человечек.
Вот она, стильная, яркая женщина сорока двух лет, с модным макияжем, лучистой улыбкой, мягким голосом, искренним смехом и образной грамотной речью. А в глазах плещется любовь. Это ведь не скроешь.
«Любовью человек согретый…»
Продолжение этой поэтической фразы: «Жизнь до основ перевернет». Есть еще одна тайная фишка ее души и фантазии – Таня в японском стиле ниваки формирует хвойники. Выращивает хвойные растения (ели, сосны, пихты) в определенном режиме и в постоянном процессе их формирования (часто в кадках): подстригает их, системно подпитывает, придает им различные художественные формы. Они становятся очень необычными, но такими изящными, аккуратными, приближенными к человеку просто в прямом смысле – растение вырастает невысоким, но пышным и интересным по форме. Стрижкой можно придать, кстати, различные образы: зверей и птиц, предметов, кубов, шаров, планет, детей, цветов…
Хвойная сказка
Модный тренд пришел из Европы. В мегаполисах в стиле ниваки оформляют целые парки, строят 3D-ландшафты. Таня и здесь, в Нижней Туре, уже начала свой долгосрочный проект (хвойное дерево растет ведь не быстро). Высадила маленькие сосенки у Школы искусств – рояль и цветы (посаженная ею герань). Этого мало для ландшафтного пейзажа столь замечательного уголка. Душистые хвойные деревца появились из-под ее волшебных рук и у гимназии. Скоро примут первую стрижку и будут смешными, как мопсики после парикмахерской. Но это только начало.
– Наша вечнозеленая хвойная сказка. Как же я люблю эти деревья! Маленькими шажочками, медленно, но своего я добьюсь: я выращу целый парк своих, уральских ниваки! Пусть люди приходят, любуются, отдыхают, наслаждаются красотой и щедростью природы. Очень хочу преобразить этот город!
Ну так вот: всеми ее проектами движет любовь. Зовут эту любовь Алексей. Они познакомились в Туре десять лет назад. Она работала продавцом в частном магазине, он – вахтовик-газовик-нефтяник. Она приехала сюда из Лесного, полностью порвав с прежней жизнью, мужем, похоронив маму и зажав горе глубоко в сердце.
Двое детей, съемная квартира, мизерная зарплата, за спиной – работа и на лесновской стройке, и на почте (даже начальником отдела), «накопление иммунитета» в разнородных коллективах и тайная учеба в Интернете: дизайнерский ландшафт, контрольные, диски, потом – сертификаты, лицензии. И дальше – любимое художественное творчество с дыханием в полные легкие.
После магазина был «Калейдоскоп» и благословенная Татьяна Генриховна Коротаева, которая увидела в ней созидателя с душой художника и руками большого мастера. Первая подтолкнула ее в другую (теперешнюю, самозанятую) жизнь.
«Дарю. Этот дом твой»
А Алексей пришел, как ясный день, естественно и неотвратимо. Ну разве мог он пройти мимо этих глазищ?! Пожили какое-то время в ее тесной съемке, и однажды он привозит ее на Минватный, разворачивает в сторону большого красивого трехэтажного дома и говорит: «Дарю. Этот дом твой».
– У меня зашлось сердце, – говорит Таня. – Дети, любимый человек рядом, потом будут внуки, дом наполнится детскими голосами! А вот здесь я устрою мастерскую! Как же я была счастлива! И как я счастлива сейчас! Именно такого человека я представляла радом с собой: мудрого, понимающего, мягкого и доброго, красивого, мужественного, своего, с которым все можно разделить и на которого во всем можно положиться!
Все лучшее сбылось и продолжает сбываться. Однако осталась у Татьяны Перевозниковой еще мечта: «Лелею идею сделать большой барельеф или скульптуру Золотой бабы – символа этих мест, супердрайвера развивающегося туризма на Среднем Урале. Муж меня поддерживает».
И ведь все у нее получится при таком-то раскладе.