Что делать, чтобы ребенок был успешным
Рекомендации Николая Ягодкина, основателя центра образовательных технологий Advance и автора книги «Энциклопедия детской мотивации».
Все психические процессы условно делятся на базовые и высшие.
Базовые – это память, внимание, воображение, работа органов восприятия. Высшие психические функции опираются на базовые – это способность планировать, принимать решения, критическое мышление, мотивация.
Для того чтобы человек был эффективен в сложных вещах, у него должны быть хорошо простроены базовые функции.
Развиваем связи
Полезно все, что развивает мозг человека и его межполушарные связи. Все виды спорта, где задействованы обе руки и обе ноги (скалолазание, единоборства, баскетбол, волейбол, все виды гимнастики). Все виды художественной деятельности, которые прокачивают мелкую моторику (конструкторы лего, лепка и пр.).
Концентрация внимания
Важной является способность фокусировать свое внимание. Среднестатистический взрослый может концентрировать внимание 6 минут. То есть взрослый человек самостоятельно, не отвлекаясь ни на что, может проработать 6 минут. Потом ему обязательно нужно заглянуть в телефон, заварить чай, посмотреть в окно и т. д.
Те, кто в состоянии концентрироваться хотя бы 20–25 минут, как правило, становятся руководителями подразделений. Те, кто может концентрироваться 40–50 минут и больше, как правило, находится на уровне руководителей очень высокого уровня.
Место человека в обществе определяет именно этот параметр, а не уровень образования, общей эрудиции или развития.
Насколько развито внимание, видно с детства. Если способность к концентрации среднестатистическая (5–6 минут), то судьба и зарплата такого ребенка будут тоже среднестатистическими. Поэтому в развитие внимания ребенка стоит вкладываться.
Воображение
Второе, во что также стоит инвестировать – это развитие воображения.
Многие взрослые считают, что воображение не так важно для жизни, стараются давать ребенку серьезную литературу и советуют «не летать в облаках». Однако без развитого воображения человек не сможет визуализировать простые и сложные задачи. Механизм понимания состоит из двух ключевых операций: перевода абстракций в образы и умения выстраивать связи между ними.
Чтобы ребенок был умным, нужно развивать его воображение и способность соединять образы.
Как правило, художественная и фантастическая литература лучше всего развивает в ребенке способность строить эти связи и визуализировать то, что обычному человеку визуализировать достаточно проблематично. Если к этой способности добавить развитый навык фокусироваться на длительные периоды времени, мы получим намного более успешного человека, чем круглого отличника с золотой медалью.