О чем вспоминает наш земляк из Германии и как оценивает перемены в городе
Этого человека помнят многие нижнетуринцы, особенно старшего поколения. Степан Гавва, начальник Госавтоинспекции в 1990-е годы. Сегодня он проживает в Германии, в городе Зенден. Это в 130 километрах от Мюнхена, земля Бавария.
Недавно он с супругой Ольгой посетил Нижнюю Туру, в которой не был четыре года. Из-за плотного графика Степан Григорьевич не смог встретиться с редакцией, но мы с удовольствием пообщались с ним по видеосвязи.
Милиция в сердце навсегда
– Наш визит из-за пандемийных времен был очень проблемным: приходилось постоянно ездить сдавать анализы на ковид то в Нижний Тагил, то в Екатеринбург, – говорит Степан Гавва. – Поэтому время пролетело быстро. Даже не удалось увидеться с сослуживцами, кроме Александра Фроленкова. Заезжали в отделение милиции, а вот в ГИБДД не удалось. Говорю милиции, потому что для меня органы внутренних дел и Союза, и России навсегда останутся милицией.
Встретили нас хорошо, конечно, я никого не знаю уже, ведь уехал в 1999 году. Кстати, здание милиции мне очень дорого – мы его обустраивали всем отделом на субботниках. Лично выкладывал пол в спортзале. Но еще дороже помещение Госавтоинспекции на Береговой. Когда его нам передали, я уже был начальником, это было заброшенное помещение, ранее предназначавшееся для ЖКО. Но по каким-то причинам оно стояло бесхозное. И туда ходили ребята из техникума и несознательные, я так их назову, взрослые: курили, распивали, безобразничали. Нам даже приходилось это здание охранять от них.
Делали на века
– И вот нам пришлось его восстанавливать, причем своими силами. Огромную помощь оказало СМУ-3, мой друг Михаил Селянин присылал своих работников, они очень многое сделали. На субботниках заасфальтировали площадку для проведения техосмотров, подъездную стоянку. С этим нам помог мой друг Владимир Огибенин, с бордюрами – НТМЗ. Работа была проделана огромная при минимуме средств. Все было сделано на века.
В итоге наше помещение Госавтоинспекции было признано одним из лучших в области. Там, наконец, практически у каждого сотрудника появилось по хорошему кабинету. Это после подвала-то на Скорынина с несколькими кабинетиками!
Тем более как раз в это время у нас было создано свое регистрационно-экзаменационное подразделение, увеличился штат инспекторов. Места хватило всем.
Хороший город на красивом месте
– Степан Григорьевич, – спрашиваю, – а как вы нашли в этот приезд Нижнюю Туру?
– Город очень хороший и стоит на красивейшем месте. Пруд какой красивый – не налюбуешься. Поэтому город достоин того, чтобы люди здесь жили, отсюда не уезжали.
Радует, что меняется его облик. Центр стал красивый: спорткомплекс, школа искусств. Еще бы Усошина преобразить. Хотя мне сказали, что есть какой-то проект хороший – вот бы все получилось! Набережную сделали – молодцы! Цветов много стало.
Старая часть стала лучше: нет развалин, новые дома, торговые центры. Но особенно меня порадовал парк у Дворца культуры. Вот уж нужное место для горожан! Есть где родителям с детишками гулять. Мы с супругой побывали в парке, когда на летней сцене шел концерт. Это же здорово: летом сидеть не в душном зале, а слушать артистов на улице.
Кстати, артисты в Нижней Туре – замечательные, продолжают традиции нижнетуринской самодеятельности. А ведь она в свое время была очень на высоте.
Ремонты это здорово, но…
– А вы своим критическим взглядом жителя Германии видите, наверное, и недостатки?
– Ну, может, я в такое немного неудачное время приехал: тополиный пух, пыль от раскопок и ремонтов. Хотя, конечно, раз ремонты идут – это здорово! Вот не понимаю я какой момент: почему после раскопок сразу же не восстанавливают благоустройство территории? Как им выдается разрешение? Я бы в свое время разрешение на проведение дорожных работ без восстановления и уборки ни за что бы не дал.
Или вот 40 лет Октября. Центральная улица, дома ремонтируются, заборчик красивый поставили. Но почему коммерсанты не могут возле своих магазинов убрать заросли бурьяна и разбить клумбы с цветочками, облагородить территорию?
В Германии как делают, например при строительстве дома? Там необходимые материалы завозят строго на один день, никто ничего не складирует на стройке – и потому все чистенько. Разве у нас так нельзя?
Глава старается, это видно
Я слежу за вашим главой, Алексеем Викторовичем. Вижу, как он старается, что есть молодая энергия, желание сделать город лучше. И результаты видны. А ошибки – кто от них застрахован. Не ошибается только бездельник. Поэтому читаю в социальных сетях много критики не по делу в его адрес. Я считаю так: если критикуешь – предлагай тут же свой вариант, а не воздух сотрясай. Надо больше помогать вашему главе, опыт старшего поколения тут бы очень пригодился.
С горячим приветом!
– Степан Григорьевич, что вы хотите сказать своим коллегам, сотрудникам Госавтоинспекции, и пожелать всем своим землякам?
– Действительно, у Госавтоинспекции большая дата – 85-летний юбилей. Поздравляю всех ветеранов, с кем служили, желаю им сил, здоровья, благополучия. А молодым сотрудникам желаю всегда помнить, что вы служите народу. Будьте вежливы, справедливы, честны.
Всем нижнетуринцам передаю горячий привет, желаю счастья, здоровья, мира и добра!
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
Их нравы
Без наказания нет порядка?
– Вот вы в беседе сейчас обмолвились, что цветы красивые, да воруют их с городских клумб. У нас в Германии за это такой бы штраф влепили – не то что детям, внукам нарушителя больше воровать не захотелось бы!
Я рыбак, отучился три месяца, сдавал экзамены, получил удостоверение. Без этого в Германии не порыбачишь. И если я поймал какую-то рыбку и не записал ее в специальный журнал, и меня поймает инспектор – будет большой штраф. На второй раз лишат на время удостоверения, а на третий – попрощаюсь с ним навсегда. И больше ни на одном водоеме Германии я не смогу рыбачить, потому что буду занесен в специальную базу.
Потеря прав - катастрофа
– Возьмем езду в нетрезвом состоянии. Если попадешься – огромный штраф и лишение прав. А потом, чтобы получить их назад, сдаешь так называемый идиотен-тест, еще и платишь 10–15 тысяч евро. Тебе задают дурацкие вопросы из разряда под красный не выезжать, пешеходов на переходе пропускать… Притом из-за дороговизны сдачи не все могут восстановить права.
А это для немцев катастрофа, так как добираться до работы здесь без автомобиля проблематично. Поэтому мало кто рискует нарушать ПДД.
Развенчивая мифы
– Еще хочу сказать про один миф. Немцы на пенсии не жируют и не занимаются бесконечными путешествиями. Жизнь здесь недешевая, особенно содержать дом, квартиру – квартплата просто огромная. Пенсии у большинства небольшие, как у моей супруги. А я на 67-м году работаю на двух работах. Поэтому пока мы имеем возможность и в Россию выезжать. Не смогу работать – все.
Даже у кого пенсия хорошая, и те отдыхают только на отложенные средства. Вот все говорят – немцы жадные. Да они не жадные, у них на курортах, в той же Турции, денег нет особо. Семьи с детьми копят на отдых целый год, потому что каникулы здесь всего два месяца – август и сентябрь – и надо успеть вывезти ребят из нашего сурового климата к солнышку.