10 правил, как не попасть в деструктивное интернет-сообщество
Как защитить детей от угроз в интернете? О чем разговаривать с ребенком, каким правилам научить, чтобы он не попал в так называемую «группу смерти» – об этом рассказывает Юлия Иевлева, эксперт общероссийской общественной организации «Общее дело».
Среди подростков деструктивные сообщества, так называемые «группы смерти», чаще всего подаются как игры, квесты. И мода на такие «игры», к сожалению, не прошла.
Не вызывай интерес
О деструктивных группах не стоит говорить конкретно. И тем более их перечислять, рассказывать, как их найти. Совершенно естественной детской реакцией на подобную информацию будет интерес. Важно сместить акцент в сторону бдительности, мер предосторожности и профилактики.
Безопасность в сети
Каждый родитель знакомит своего ребенка с правилами безопасности в реальном мире. Мы говорим о том, что не стоит садиться в машину к незнакомцам и ездить с ними в лифте. Но зачастую забываем рассказать о правилах безопасности в виртуальном мире.
Объясните ребенку, что в интернете есть преступники, которых гораздо больше, чем в реальной жизни. Всемирная паутина предполагает анонимность или возможность скрыться за выдуманной личностью. А это ведет к безнаказанности. Поначалу преступники в сети будут активно интересоваться личностью и жизнью ребенка, пытаться понравиться. Так же, как они действуют и в реальности.
Не откровенничать
Когда куратор деструктивной группы становится для подростка своим человеком, он использует это для добычи личных сведений о своей жертве. Добытый компромат потом используется для шантажа или чтобы заставить совершить преступление, суицид, для получения денег и информации и пр.
Непризнанные гении
Зачастую жертвами злоумышленников в интернете становятся «непризнанные гении» – подростки, которые жаждут общественного внимания, но не получают его в реальной жизни. Подыгрывая своим жертвам, восхваляя и признавая их уникальность, преступники вовлекают их в собственную орбиту, где игра идет уже по их правилам.
Не принимать на веру
Объясните ребенку, что верить непроверенной информации, полученной от человека или от группы лиц, которых знаешь только виртуально, не стоит. Что, по возможности, любую полученную в сети информацию необходимо проверять.
Помнить о ценностях
Чаще разговаривайте со своим ребенком об основных человеческих ценностях: жизни, здоровье, семье и любви. Предупредите подростка, что злоумышленники будут пытаться это обесценивать и говорить прямо противоположное, что все вышеперечисленное не имеет смысла. Осознав эти противоречия, подросток должен дистанцироваться от злоумышленников.
Объяснить выгоду преступника
Важно объяснить подростку, с какой целью создаются деструктивные группы.
В первую очередь стоит сказать, что люди, занимающиеся подобной деятельностью в интернете, – больны психически или морально. Подобным образом они самореализуются, мстят миру за личные обиды или пытаются почувствовать власть и силу над другими. Объясните, что подобным образом преступники могут зарабатывать не только деньги, но и авторитет в некоем сообществе.
Анонимность – зло
Нужно научить ребенка отличать, хотя бы по общим психологическим признакам, преступника от обычного интернет-знакомого.
«Кураторы» – трусы, поэтому общаются только анонимно. Увидеть лицо данного человека в реальном времени невозможно, так же, как и узнать его реальные данные. Под анонимностью скрываются не только преступные замыслы, но и боязнь ответственности.
Важно объяснить ребенку, что угрозы в интернете никогда не претворятся в жизнь, и что о любых угрозах нужно рассказать родителям.
Перспектива инвалидности
По статистике, на каждого состоявшегося самоубийцу приходится 10 человек, которые не смогли завершить суицид по разным причинам. Среди этого количества людей очень высок процент инвалидов, не приспособленных к оставшейся жизни. Такая перспектива, пожалуй, страшнее смерти.
Мучительная смерть
В массовой культуре распространен миф, что самоубийство – это красиво. Важно деликатно донести до подростка, что способов самоубийства, после которых тело выглядит неизменным, нет. Тело человека, совершившего суицид, всегда обезображено теми факторами, что стали причиной его смерти. И вызывает у окружающих только отвращение.
Важно объяснить ребенку, что угрозы в интернете никогда не претворятся в жизнь, и что о любых угрозах нужно рассказать родителям
Доверие против запрета
Михаил Митин, директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart:
– Запреты и ограничения едва ли помогут защитить детей от угроз интернета. Обычно к тому, что запрещается, интерес, наоборот, вырастает и дети находят альтернативные способы его удовлетворить. Что точно нужно делать – это обсуждать с детьми существующие угрозы и совместно вырабатывать простые правила.
Первое, о чем стоит рассказать – все, что попало в интернет, остается в интернете. Поэтому не стоит размещать там личную информацию: адрес, телефон, номер банковских карт, также стоит отключить геолокацию, чтобы никто не мог вычислить место проживания.
Важно выстроить с ребенком доверительные отношения, чтобы он мог спокойно рассказать родителю о любых непонятных ситуациях в сети.
Если же родитель сам обнаружил опасный или запрещенный контент на девайсах ребенка, то сначала нужно понять причину, которая могла привести к этому. Потом уже постараться спокойно обсудить эту ситуацию с ребенком. Но не с целью обвинить его, а с целью получить как можно больше информации, которая поможет принять верное решение.
Как правило, сокрытие ребенком информации о буллинге со стороны одноклассников или об увлечении радикальными течениями является следствием одиночества, отсутствия доверия или поддержки.
Фокус на развитие
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner, мама троих детей школьного и дошкольного возраста:
– Лучше изначально дозировать время детей на гаджеты, чтобы избежать зависимости. Знаю по себе, как иногда хочется дать телефон сыну, чтобы успеть доделать рабочую задачу. Иногда гаджеты – это спасение, но нельзя формировать у ребенка представление, что это единственный способ отдыха и развлечений. Интернет – да, но не на весь день.
Контроль пользования интернетом быть должен, но не исподтишка – я за честность. Подключение родительского контроля на телефоне – безусловно, регистрация под чужими никами и просмотр истории – не поддерживаю.
Важно с малого возраста аргументированно объяснять ребенку, что общаться с незнакомыми людьми на улице нельзя, а потом уточнять, что интернет работает по тому же принципу.
В интернете множество опасностей, но психологи сходятся во мнении, с которым я соглашусь: «Это как нож. Им можно порезать хлеб, мясо, фрукты и приготовить обед, а можно убить человека».
Чтобы из потока рекомендаций ребенок захотел выбрать безопасный и полезный контент, нужно заложить в нем соответствующие потребности и направить фокус внимания на развитие, а не саморазрушение.
Родители, разрешая ребенку проводить с гаджетами целый день, невольно формируют представление о том, что это единственный способ отдыха и развлечения. Во всем нужна мера / Фото редакции газеты «Время»
Дарья Кузнецова, психолог-конфликтолог домашней школы «ИнтернетУрок», сравнивает интернет с лабиринтом, в котором легко заблудиться без карты. И эта карта – цифровая грамотность. Умение фильтровать информацию не менее важно, чем умение читать и писать
Эксперты общественной организации «Общее дело» отмечают, что важно разговаривать с ребенком о ценности человеческой жизни, убедить быть бдительным в сети. Ведь вытащить ребенка из «группы смерти» крайне сложно
16+