Как в годы Великой Отечественной войны учились нижнетуринские дети и что знали об ужасах войны
Какими были классные часы во время Великой Отечественной войны? О чем тогда рассказывали первоклассникам? Как педагоги воспитывали патриотизм и на что шли, чтобы объяснить детям ужасы войны?
Рассказываем по воспоминаниям Алевтины Николаевны Гавриловой, почетного гражданина Нижней Туры.
Соседи по парте
Алевтина Николаевна родилась в 1935 году, пошла в школу в 1943 году, в самый разгар войны.
«Когда мы, местные ребятишки, пришли в первый класс 1 сентября, мы видели, что большинство учеников – дети из эвакуированного детского дома. В классе свыше 40 человек; нас, местных, – не более 15, остальные ленинградцы.
Они были намного развитее нас, любознательнее и серьезнее, видимо, от того, что им пришлось пережить голод, бомбежки и смерти близких. Они никогда не говорили нам об ужасах блокады, что им пришлось пережить.
Наша первая учительница, Мальгина Нина Петровна, сумела создать дружный коллектив, она была не только учителем, но и наставником для каждого из нас.
Замученная Зоя
В классе мы, дети, воспитывались в суровой правде войны. Эта правда закалила нас. Первое сильное потрясение я испытала после того, как Нина Петровна прочитала нам на классном часе статью из газеты и показала фотографию зверски замученной фашистами партизанки Зои Космодемьянской.
От нас учитель не скрывала ужасов войны. Наоборот, она хотела, чтобы мы, первоклашки, знали, что такое фашизм и что он несет миру. Помню, как мы все, только взглянув на эту фотографию, шарахнулись от газеты. Нина Петровна тогда объяснила нам, чем и как мы можем помочь фронту. С чем нам придется смириться, с какими лишениями жить здесь, на Урале, для того, чтобы война поскорее закончилась.
«Сияние» для разума
Иногда мы ходили классом на кинопоказы. Учитель посчитала нужным показать нам одним из первых фильм "Северное сияние", который был снят в первый год войны.
Фильм о том, как в фашистских госпиталях у советских детей забирали кровь для раненых, а обескровленные трупы детей отдавали матерям.
По роману "Радуга" Ванды Василевской был снят одноименный фильм. Именно этот фильм поверг каждого из нас в шок, никогда не забуду кадры из этой кинохроники: фашисты гоняют беременную женщину босой по снегу, в сарае на соломе она рожает, а два эсэсовца потешаются над ее муками, один из которых на глазах у роженицы убивает малыша, а потом, не добившись признания о месте расположения партизанского отряда, топит женщину и младенца в проруби.
Ярость для помощи фронту
После просмотра таких фильмов Нина Петровна во время классного часа беседовала с нами, она знала, что мы поняли все, каждый кадр, каждое слово. Такие фильмы вызывали у нас ярость благородную – ненависть к фашизму.
Учитель побуждала нас к действиям – мы после уроков оставались в школе, чтобы помочь другим учителям перекопать грядки под картошку, мальчишки помогали носить дрова в дровенники, колоть они еще физически не могли, хоть и выпрашивали топоры у старшеклассников.
Лепетушка в подарок
Вспоминая о начальной школе, я всегда вспоминаю голод. Всегда хотелось есть. Но ни один ученик не ныл, что ему невкусно, мало, сухо, горько, ни один не воротил носом перед едой. Ели все, что дадут.
Нина Петровна постоянно говорила с нами о голоде. Она объясняла нам, почему мы голодаем – идет война и все силы народа брошены на фронт. Дети-ленинградцы, уже привыкшие к голоду, подбадривали нас, местных ребятишек.
Но если мы дома с мамой могли себе позволить испечь лепетушки (лепешки с картофелем и отрубями), то у детдомовских просто не было такой возможности.
Голодающий учитель
Мы, местные дети, старались приносить в класс что-то домашнее: оладушки, морковку, репку. Нина Петровна поощряла такие поступки, призывала делиться в непростые времена. Мы не могли остаться в стороне, кусок в горло не лез, когда пытаешься съесть что-то, а на тебя смотрит голодный одноклассник. Нина Петровна тоже старалась подбодрить нас, тоже приносила в класс что-то вкусное на праздники, сама голодала и не ела, а нас, ребятишек, радовала».
Непростые разговоры о важном
О том, как во время Великой Отечественной войны нижнетуринские школьники помогали фронту и как учителя становились для детей настоящими наставниками, воспитывая любовь к Родине, – из воспоминаний Алевтины Николаевны Гавриловой, почетного гражданина Нижней Туры
Картошка для фронта
«Во время войны педагогические и ученические коллективы принимали участие в сборке урожая. Организовывались отряды по 15–20 человек во главе с учителем. Мы все, без исключения, рвались на работу в совхоз, во-первых, труженикам было положено двухразовое питанием, во-вторых, мы знали, что наш труд пойдет на пользу фронту.
Только вспомнить, мы, тощие дети, собираем картофель на огромном поле, вручную! Причем тогда собирали даже самые маленькие плоды, которые больше походили на горох, а не на картошку. Это еда. Я, маленькая девчонка, иду с двумя тяжеленными ведрами к машине, где старики или женщины высыпали картофель в кузов или в мешковину.
Нина Петровна искренне жалела нас, она видела, насколько нам трудно и тяжело физически, она понимала, что такие мероприятия скажутся на здоровье учеников, просила быть аккуратнее и стараться немного отдыхать. Мы же слушать ее не хотели, старались быстро и качественно собрать урожай, поскольку боялись, что о нас подумают как о лентяях. Что ж было делать?
Уроки в холоде
Годы учебы в начальной школе врезались мне в память зимними днями. В школе было очень холодно, она обогревалась печами. Зимой часто дрова были сырыми, поэтому тепла от них немного.
Заходишь в класс – сразу к печке, греть руки. Если виден в классе пар изо рта, то сидим в телогрейках и валенках. Если чернила оттают, а единственная лампочка горит над учительским столом, то будем писать.
Часто Нина Петровна рассказывала нам различные истории о новых подвигах детей на фронте, о городах воинской славы. У нее был неисчерпаемый багаж знаний. Она всегда читала нам газеты, иногда включала радио, чтобы мы слушали как новости с фронта, так и классическую и патриотическую музыку.
Завтра читаем стихи
Были и литературные уроки. Нас не надо было заставлять учить стихотворения. Нина Петровна просто напоминала нам о том, что будет урок творчества, и мы сами учили стихи, опять же связанные с патриотизмом и любовью к Родине. В классе все внимательно слушали, было дело, и плакали, и смеялись. От некоторых стихов снова появлялась детская ярость в глазах. И тогда она была благородной.
Благодаря нашему учителю – наставнику мы быстро повзрослели. Мы стали понимать, что такое жить во время войны, мы понимали ценность каждой крошки хлеба, каждой собранной картошки. Мы приняли это тогда, в 1943-м, для того, чтобы наши потомки жили в мире и достатке».
Возрождение традиции
Сегодня во всех школах России неделя начинается одинаково – звучит Гимн Российской Федерации, после чего в каждом классе начинается классный час «Разговоры о важном», где педагоги рассказывают детям о патриотизме, фрагментах истории, связанных с Великой Отечественной войной, о подвигах солдат, матерей, детей.
Сегодняшние «Разговоры о важном» – это, пожалуй, продолжение традиций военных лет. Жаль, что спустя 80 лет мы вернулись в военное время. Это вновь непросто.
Хочется надеяться, что нынешние педагоги, наставники сумеют возродить патриотизм и любовь к Родине, ведь именно это важно в наше непростое время.
Во время Великой Отечественной войны ученики младших классов не обязаны были принимать участие в сборе урожая, но каждый ребенок считал своим долгом помогать фронту и не гнушался тяжелой работы
В военные зимы, когда в школе Нижней Туры не было отопления и электричества, уроки не отменяли, их заменяли на патриотические беседы и литературные уроки
Уважаемые читатели! А что вы знаете о том, как Нижняя Тура жила в годы Великой Отечественной войны? Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Звоните: +7 (953) 387-01-46