О тех, кто работает за кулисами Дворца культуры Нижней Туры
Спектакль окончен, зрители аплодируют артистам. Но мало кто задумывается, что магия искусства не состоялась бы без работников закулисья – декораторов, художников, костюмеров, швей, осветителей, звукорежиссеров и других невидимых зрителю работников сцены.
О секретах закулисья нам рассказали работники Дворца культуры – художник-оформитель Ринат Алибаев, костюмер Марина Протасова и видеограф Марина Крутикова.
Незаменимые есть
Представьте, вы пришли на спектакль или концерт в наш Дворец культуры, вы в предвкушении. Открывается занавес… Сцена без декораций, артисты в обычной повседневной одежде, звука нет, свет только тот, что доходит из зрительного зала. Наверное, как бы гениально ни играли артисты, впечатление будет подпорчено.
«Работники закулисья – это незаменимые люди, без которых не состоится ни одно мероприятие. Какие бы артисты ни были молодцы, без костюмов и должного оформления мероприятие радости зрителю не принесет», – говорит директор Дворца культуры Ирина Ерошова.
Мастер последнего дня
Прошу Ирину Евгеньевну рассказать о легендах и тайнах закулисья Дворца культуры. Она смеется: «Есть одна легенда, которая гласит, что даже если к мероприятию ничего не готово, то Ринат сделает так, что в последний момент все будет готово».
Речь о художнике-оформителе Дворца культуры Ринате Алибаеве. Ринат на самом деле мастер на все руки – он и дизайнер, и художник, и декоратор. Сам придумывает декорации, сам их мастерит – пилит, строгает, красит, сам собирает. Все афиши Дворца культуры – дело рук Рината. Оформление мероприятий, фотозон и всего того, что создает атмосферу праздника.
«Последние дни перед каким-то новым мероприятием, спектаклем приходится буквально жить на работе, – признается Ринат Алибаев. – Есть такая привычка – тянуть до последнего. Но всегда успеваю все тютелька в тютельку».
В атмосфере творчества
«Идеи будущего спектакля, концерта, мероприятия рождаются в кабинете руководителя, причем не обязательно на общих планерках, – рассказывает директор Дворца культуры Ирина Ерошова. – Можем собраться узким кругом за чашечкой кофе, что-то обсуждать, и вдруг рождается идея спектакля. Обсуждаем, кто что увидел, кто бы что хотел воплотить в жизнь, думаем, что будет интересно нашему зрителю. И когда общая идея есть, начинаем точечно прорабатывать детали – оформление, декорации, костюмы, видеоряд и прочее».
От идеи до воплощения
Несколько лет назад на сцене Дворца культуры ставили новогодний спектакль «Золушка». Карета-тыква с секретом было придумана и воплощена художником-оформителем Ринатом Алибаевым / Фото редакции газеты «Время»
Ринат Алибаев, художник-оформитель:
– Нам, работникам так называемого закулисья, дают задачу, а как исполнить, мы во многом думаем сами.
Ответственный за конкретное мероприятие обрисовывает свое видение представления, например, сколько будет сцен, какие нужны предметы для актеров, для действий во время спектакля, для образов. Дается общая концепция, а я уже продумываю детали и решаю, как их воплотить в жизнь.
Один из конкурсов «Уральская красавица» задумывался в классическом стиле. По задумке нужна была огромная шляпа-цилиндр, чтобы в ней поместились 8 участниц. Дали задачу. Я уже продумывал, как делать, из чего делать. Из обычных строительных материалов соорудил огромный каркас – метра три, обтянул тканью, поставил на колеса, чтобы декорация легко перемещалась.
Секреты кареты
– Самое сложное и интересное – готовить декорации к спектаклям. Например, к новогодней сказке «Золушка» нужно было сделать карету-тыкву.
Ее секрет заключался в том, что с одной стороны это была карета, с другой – тыква. Во время спектакля ее просто переворачивали – и карета превращалась в тыкву, и наоборот.
Другой секрет этой кареты в том, что в ней есть потайной отсек, куда пряталась Золушка-замарашка. Когда тыква превращалась в карету, в ней уже сидела актриса-дублер в парадном бальном образе Золушки. А первая актриса заходила за перегородку из плотной черной ткани, и ее зрителю не было видно.
Актриса, исполняющая роль Золушки, за секунды переодеться, пока поворачивается карета, не может. Поэтому используется дублер и потайная часть в карете. Вот такая магия.
Работа наощупь – в темноте, тихо и быстро
– Бывают, конечно, казусы – что-то ломается перед или во время спектакля. Быстро на ходу чинишь, меняешь. Зрители этой работы и не замечают.
Кстати, смена декораций происходит, как правило, в темноте. Все нужно делать на ощупь, при этом быстро и незаметно.
Как-то к сказке про Алладина сделали огромную лестницу, 6 на 2,5 метра, которая вращалась. В определенный момент, в темноте, эту лестницу нужно было развернуть. Мы пытаемся крутить, а она не идет. Что, почему, понять не можем – ничего не видно. Мы ее кое-как прокрутили. Потом поняли – кто-то нажал на одном из колесиков на тормоз, ну и вся конструкция забуксовала.
А однажды во время спектакля за задником с грохотом рухнул реквизит. Когда занавес опускается для смены декораций, каждый работник, каждый артист знает, за какой реквизит он ответственный. Все быстро стартуют – ставят, меняют, убирают.
И вот сцену сменили, занавес открылся, спектакль продолжается, как вдруг у задней стенки сцены падает фанера, на которой была нарисована пещера, – то ли плохо поставили, то ли что. В общем, грохнулась она хорошо. Но ничего, подняли, унесли, спектакль, конечно, не прерывался. И мы, и артисты ко всему готовы, привычны к разным нештатным ситуациям.
Главное, чтобы костюмчик сидел
– Да, чего только в нашей практике не было, – подхватывает костюмер Марина Протасова. – Я помню один год, для новогодних спектаклей сшила костюм Снегурочки на артистку с 40-м размером одежды. И минут за сорок до спектакля выясняется, что она не может приехать. Стали пробовать надеть этот костюм на девушку с 46-м размером. Конечно, ничего не получилось. Что делать? Срочно расшивать, делать какие-то вставки. Но все закончилось благополучно, первая Снегурочка все-таки приехала.
Даже не подсчитать, сколько костюмов шьется за год с нуля, сколько подшивается, ушивается, расшивается! Коллективы-то большие, некоторые по 20 человек.
Особенно не угадаешь с детишками. К отчетному концерту в апреле костюмы сшили, а в сентябре уже все мало.
Люди меняются, одни приходят, другие уходят. Новые люди появляются в коллективе, а костюмы не на них сшиты. Крутимся, вертимся, подгоняем, подшиваем, расшиваем.
Полет фантазии
– Очень люблю шить необычные сказочные костюмы. Два года назад, например, шила красочные, яркие наряды к сказке про Али-Бабу. В «Золушке» – наряды в дворцовом стиле.
Эксклюзивные сувенирные шары с макетом Дворца культуры – дело рук художника-оформителя Рината Алибаева. К празднованию 60-летия ДК их было изготовлено порядка 40 штук буквально за несколько дней / Фото редакции газеты «Время»
Что особенно нравится в работе – каждый раз что-то новое. Потока нет, массовки нет. К сказкам всегда шьешь разные наряды, можно импровизировать.
Конечно, на коллективы шьешь много одинаковых костюмов. Такую работу стараешься как-то унифицировать. Например, к последнему конкурсу «Уральская красавица» за неделю нужно было сшить шесть коктейльных платьев. Ничего, справилась. Ставят сроки – я выполняю. Уже привыкла в таком темпе работать.
Когда артисты с гастролями приезжают, многие в райдере указывают костюмера. Спрашивают: быстро работаете? Всегда отвечаю: быстро. Отгладить костюм, починить что-то – никогда нареканий к моей работе не было.
Не так, так эдак
– Редко, но бывает, что не все первоначальные идеи удается воплотить в жизнь. Но мы выход всегда находим. Задумали как-то сделать огромное двухметровое яйцо к спектаклю. По замыслу, из этого яйца должен был вылупиться динозавр. Бились, бились с художником. Обшивали тканью, мучились, то так, то эдак. В итоге заменили яйцо на большой короб. Постановка в целом нисколько не пострадала.
До чего техника дошла
Практически все мероприятия Дворца культуры сейчас проходят с использованием экрана. Это облегчает работу художника-оформителя, нет необходимости каждый раз художественно оформлять сцену, рисовать какие-то декорации, которые используются для создания фона.
За создание таких видеодекораций отвечает видеограф Марина Крутикова.
Видеоряд со смыслом
Видеограф Марина Крутикова не только занимается съемкой мероприятий Дворца культуры. Все, что зрители видят во время концертов и спектаклей на экране – работа Марины / Фото предоставлено Мариной Крутиковой
Марина Крутикова, видеограф
– Все, что показывается на экране во время представлений – моя работа. Это не только смонтировать ролик из каких-то уже имеющихся фотографий и картинок, сделать заставку. Это и непосредственная постановка, и съемка роликов, которые могут по сценарию использоваться во время представления.
Готовится, например, концерт номеров на 20. Под каждый нужно подобрать заставку, чтобы глубже передать смысл танца, усилить восприятие песни. Возможно, заполнить паузу.
Я прихожу к руководителю коллектива, на репетицию, смотрю, в каких костюмах они будут выступать, какая музыка, какой свет. И уже под это подбирается ролик, видеосопровождение.
Бегство в другой мир
– В этом сезоне делали новогодний спектакль «Последний богатырь». По сценарию, герой убегает от погони и оказывается в другом мире. Действие со сцены Дворца культуры перемещается на улицу в парк. Сцены в парке были отсняты заранее, а во время спектакля на экране включался ролик, тем самым создавая впечатление перемещения.
Кажется, легко – сцена закончилась, на экране пошел ролик. На деле все сложнее. Нужно, чтобы зритель поверил, что действие происходит в другом месте прямо сейчас. Чтобы динамика спектакля не просела.
Художественный руководитель спектакля мне ставил задачи – нужно отснять такую и такую сцены, давал общий сценарий. Непосредственно съемки на натуре, корректируя какие-то нюансы, проводила я. Одно дело, когда ты делаешь заставки к номеру, другое, когда отснятая сцена должна органично влиться в спектакль.
Когда продумываешь съемку, в голове складывается картинка – вот этот кадр нужно снять так, а вот этот взять по-другому, что-то меняется на ходу, в зависимости от внешних факторов.
Нюансов много, но этим и интересна наша работа. Есть общая задумка, концепция, сценарий, и ты должна сделать свою часть работы качественно, чтобы в итоге все смотрелось общим целым.
Вселенная Дворца культуры
«К 60-летию Дворца культуры решили сделать сувенирные шары, – рассказывает Ринат Алибаев. – Макет здания ДК внутри прозрачного шара, в специальной жидкости с блестками. Этот шар встряхнешь, блестки поднимутся и потом оседают. Такой сувенир для гостей, партнеров, спонсоров. За месяц нужно было сделать порядка 40 штук.
Посмотрели в интернете. Если заказывать такие шары, это порядка 50–60 тысяч за штуку. Еще и ждать полгода, пока смоделируют, изготовят и доставят.
Решили сами делать. Я начал вырезать макет здания из пластика – повредил себе палец. Оставалась неделя.
Затем в специальной программе сделал 3D-модель здания ДК. Программу пришлось изучать на ходу. Отдал ее на печать. Один макет печатался около 8 часов, мероприятие уже через три дня, а нам, напомню, нужно было таких 40 штук.
Тогда купил воск, термоклей, взял силикон и из этой единственной модели сделал форму для отливки. Последние дни только и делал, что отливал и раскрашивал. Мероприятие уже шло, я буквально под сценой заклепывал эти шары. Их тут же забирали и дарили гостям».
Кстати, жидкость, в которую в шаре помещался макет Дворца культуры, Ринат тоже делал сам. Это дистиллированная вода с глицерином.
Есть в арсенале Дворца культуры и ростовые куклы собственного производства. Ринат Алибаев их моделирует, а костюмер Марина Протасова шьет
За день до премьеры спектакля «Последний богатырь», на генеральной репетиции, у одной из героинь во время сцены боя на спине по швам разошлось платье. Пришлось быстро заменять ткань и перешивать спинку костюма
Ирина Ерошова, директор ДК:
«Закулисье – это еще и работа осветителя, и звукорежиссера. Представить себе какое-либо мероприятие без хорошего звука и света практически невозможно. Будь то спектакль, будь то вечер отдыха»