О героической обороне крепости и неожиданной встрече участников брестской трагедии в Нижней Туре
Они оказались в Брестской крепости по долгу службы. Там их и застала Великая Отечественная война. А встретились они в Нижней Туре спустя много лет, уже убеленные сединами.
Знакомы не были
Валентина Севрук получила путевку в Брестскую крепость после окончания медицинского института. А бывший фабзаучник из Кировской области пулеметчик Дмитрий Рухлядьев – боевое оружие, после окончания военного училища.
Они никогда не знали друг друга и не были знакомы, хотя, может быть, где-то здесь, в крепости, уже встречались не раз. Может, это было в кинотеатре или в парке культуры и отдыха пограничного города, а может быть, ранним утром, когда молодой военврач шла на работу, а учебный взвод пулеметчиков где-то поблизости выполнял очередную задачу. Было ведь так, и не однажды.
Вечер накануне
Распорядок армейской жизни строго регламентирован, напряженный трудовой день бойцов и командиров расписан по минутам. Но и для отдыха в распорядке дня отводится достаточное время.
Так было и в тот субботний июньский вечер, когда после трудового дня в крепости наступала благодатная пора отдыха. Красноармейцы заполнили клубы и ленинские комнаты, многие получили увольнительные в город.
Но курсант Дмитрий Рухлядьев остался в казарме. Он после караула решил отдохнуть. Быстро разделся, осторожно, чтобы не разбудить товарищей, аккуратно сложил обмундирование и лег на койку. В казарме тихо. Только где-то у входа дневальный шуршит газетой.
Гитлеровцы совсем рядом
А сон курсанту не приходил. Дмитрий долго ворочался с боку на бок, укрывался с головой белоснежной простыней, а сна все равно не было. Какая-то непонятная тревога беспокоила парня после беседы политрука о положении в Европе, где уже полыхала война. Гитлеровцы разгуливают на оккупированной польской земле, они совсем рядом, за Бугом…
Это война!
Разбудил курсантов не голос дневального, а оглушительный взрыв. Взрывная волна разбросала железные койки и спящих людей, в казарме заполыхало пламя. Красноармейцы торопливо хватали одежду, оружие и, сбивая друг друга, бежали через пламя в подвальное помещение.
Гул самолетов и артиллерийской канонады нарастал с каждой минутой. Всем было ясно: это война! 22 июня Германия вероломно напала на Советский Союз.
Самолеты бомбят укрепления, движутся танки, немцы идут вереницей, все смешалось с землей. Первые удары фашистской армии приняли на себя славные советские пограничники. Они проявили необычайную стойкость и героизм.
Первые сутки
В первые же часы войны здание заставы было полностью разрушено, но уцелевшие пограничники, лежа в развалинах, огнем отбивали все попытки врага прорваться в Брестскую крепость через Тереспольские ворота.
Рвались снаряд за снарядом. Бойцы приступили к обороне участка между Тереспольскими и Западными воротами. Пулеметным огнем не давали фашистам переходить реку Буг по понтонному мосту.
К утру 23 июня многие погибли. Дым рассеялся… вокруг стонут раненые, у пулеметов лежат мертвые бойцы.
Во вражеском окружении
Через некоторое время оставшиеся пограничники по одному перебежали в подвал. Не было хлеба, не было воды. Под прикрытием пулеметов добирались до реки Буг набрать воды и потом поделить между детьми и ранеными.
Вскоре стало ясно, что фронт значительно удалился от крепости, придется находиться во вражеском окружении.
Согласились на пленение
Немецкое командование предлагало сдаться, обещало сохранить жизнь.
Ряды защитников таяли с каждым часом. От голода и жажды умирали дети. И не было у защитников крепости другого выхода, кроме одного: согласиться на пленение женщин и детей.
Это была самая страшная трагедия. Командиры расставались со своими боевыми подругами и детьми, заранее зная, что больше их никогда не увидят.
Старший группы Кижеватов приказал женщинам с детьми выйти и сдаться в плен. Он попрощался со своей матерью, женой и тремя детьми.
– За меня не беспокойтесь, – сказал он, – в плен не попаду, в тяжелую, безвыходную минуту не забуду оставить себе пулю…
Месть фашистов
24 июня женщины и дети вышли из Брестской крепости с белым флагом. В их числе была и семья начальника 9-й заставы Андрея Кижеватова – его жена 33-летняя Екатерина, дети 14-летняя Аня, 9-летний Ваня, 2-летняя Галя и престарелая мать Анастасия Ивановна.
Тогда, в июне 1941 года, их отпустили. Но через год немцы разыскали родных лейтенанта Кижеватова и всех расстреляли как членов семьи красного командира.
Держались до последнего
Защитники Брестской крепости не сдавались. Тогда фашисты подогнали танк и направили огнемет в один из подвалов, там лежали раненые. Пламя гудело из дверей, заживо сжигая людей. Помочь товарищам не было возможности.
Сражаясь до последнего патрона, пал смертью героя начальник заставы. Основная масса защитников крепости погибла. Раненые оказались в окружении и были взяты в плен.
Пулеметчик Дмитрий Рухлядьев не помнит, когда случилась беда: или после того, когда была использована по врагу последняя лента с патронами, или тогда, когда несколько фрицев, взмахнув руками, свалились на землю.
Сознание вернулось к нему после взрыва снаряда не сразу. Лежал оглохший красноармеец уже на дворовой площади, где уже вчера были полными хозяевами гитлеровцы. Начались тяжелые дни фашистского плена…
Горсть священной земли
В 1966 году Дмитрий Петрович Рухлядьев был участником встречи защитников Брестской крепости, проживающих в Свердловской области. В том же году в составе уральской делегации побывал в Бресте, где был заложен первый камень мемориального комплекса, торжественно открытого в 1971 году. На память об этой встрече и о своих погибших товарищах уралец привез горсть священной брестской земли.
Встреча защитников
Дмитрий Петрович часто бывал у пионеров и школьников нашего города. Убеленный сединой человек рассказывал ребятам о мужестве и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, о великой исторической Победе над гитлеровской Германией.
Но одна из встреч в средней школе № 7 стала для бывшего фронтовика особенной. Тогда он увидел за столом среди почетных гостей пожилую женщину, тоже убеленную сединой. Это была Валентина Севрук, участница брестской трагедии, пережившая, как и он, тяжелые годы фашистского плена. И было что вспомнить участникам первых дней войны о своем бессмертном гарнизоне-крепости, который бился с отборными гитлеровскими войсками не щадя жизни.
Источник: Нижнетуринцы в боях за Родину, 2003
Дмитрий Петрович Рухлядьев более двадцати лет проработал мастером-аккумуляторщиком на нижнетуринском машиностроительном заводе. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За Победу над Германией» и другими медалями
Более 20 тысяч наших земляков ушли на фронт в годы Великой Отечественной войны, четверть из них не вернулась с полей сражений
Среди защитников Брестской крепости оказались представители более 30 национальностей – русские и белорусы, грузины и украинцы, узбеки и татары, чеченцы и осетины…
Уважаемые читатели! Расскажите о героях своей семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне. Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.