Евгений Назарук о легендарном ансамбле песни и танца
Пятьдесят лет назад в стенах машиностроительного завода родился самодеятельный ансамбль «Калинушка», которому суждено было вырасти в большой творческий коллектив и завоевать любовь не только в области и стране, но и за ее пределами.
Об истории развития ансамбля песни и танца «Калинушка» мы поговорили с Евгением Назаруком, который в разные годы был участником, хореографом и руководителем ансамбля.
Часть истории семьи
Светлана Владимировна Смиян 40 лет руководила и сделала легендарным ансамбль песни и танца «Калинушка». За активную творческую деятельность ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры России» / Фото из архива НТМЗ
Для Евгения Александровича история «Калинушки» во многом история семейная, ведь его мама Светлана Владимировна Смиян 40 лет жизни посвятила этому коллективу, вывела его на всесоюзный и международный уровень.
Рождение легенды
В 1973 году Светлана Смиян пришла на машзавод в качестве руководителя вокального коллектива. «В то время "Калинушки" еще не было, – рассказывает Евгений Назарук. – Был вокальный коллектив "Россияночка", который прирастал и преобразовался в хор "Калинушка". В то же время на заводе был танцевальный коллектив под руководством Музы Алимовны Юмай. Эти коллективы и стали основой ансамбля песни и танца "Калинушка".
Сначала коллективы занимались в неприспособленных помещениях профкома. Это одноэтажное здание через дорогу от проходной завода (оно и сегодня стоит). Затем ансамбль переехал в более просторные и удобные для занятий помещения в одном из детских садов машзавода. Если с улицы Усошина подниматься в детские сады по лестнице, то это здание будет по правую руку. Там начинал заниматься и я».
Клуб для «Калинушки»
В начале 1980-х машзавод построил клуб «Малахит». Официально это был зал для заседаний, а фактически клуб для «Калинушки». Ансамблю к тому времени уже было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
Много сил в строительство «Малахита» вложила и Светлана Смиян. Это она доставала для клуба дефицитные материалы и мебель. Например, на Рижской мебельной фабрике достала для зрительного зала кресла с модной баракановой обивкой, мебель для фойе "Малахита" и административного корпуса машзавода.
Евгений Назарук рассказал, что красные диваны, которые сегодня стоят в фойе первого этажа Дворца культуры, привезены в свое время Светланой Владимировной для «Малахита».
От станка к станку
Евгений Назарук:
«Первым хореографом "Калинушки" была Муза Алимовна Юмай. Легендарная личность, балерина. В войну ее семья эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Пермь. Там она и познавала искусство танца. Муза Алимовна знала историю костюма и поэтому первое время была еще и костюмером.
Громогласная, волевая женщина. У нее все по струнке ходили. Высокая, худая и всегда с папиросой в зубах. Но хореограф она была от Бога. Первые танцовщики – это простые заводские парни, которые днем стояли у станков, а после смены шли заниматься. Вот их, простых работяг, которые до этого к хореографии не имели никакого отношения, она сделала очень сильными танцовщиками.
Потом хореографом был Юрий Александрович Коротких. В свое время он служил в военном ансамбле песни и пляски в Германии. Он поставил много достойных танцев.
Отдельно нужно сказать об аккомпанирующем составе "Калинушки". Благодаря Светлане Владимировне город познакомился с такими замечательными музыкантами, как Александр Безрукавнов, Анатолий Кошкин, Болотов Дмитрий. С ансамблем сотрудничал знаменитый уральский композитор Владимир Хомутов. Его песни исполняли коллективы и солисты государственных филармоний и звезды эстрады. Например, его песню «Иду я к солнцу» исполняла Эдита Пьеха.
Владимир Васильевич написал много песен специально для ансамбля "Калинушка" и Светланы Владимировны лично.
Всесоюзный и международный уровень
Ансамбль песни и танца «Калинушка» был гордостью и достоянием не только Нижнетуринского машиностроительного завода (ведь начинался коллектив как заводская самодеятельность), но всей Нижней Туры / Фото из архива НТМЗ
В советское время "Калинушка" объездила практически весь Союз, собрала множество высоких наград. С 1996 года ансамбль выезжает за рубеж. В 2000-е годы, наверное, был пик гастрольной жизни "Калинушки", когда мы объездили очень много стран. В это время работал уже пятый или шестой состав коллектива, было много молодежи, но еще в строю были те, кто занимался в ансамбле с его основания.
Мы побывали во Франции, в Тунисе, Польше, Германии, Италии, Венгрия, Эстонии.
"Калинушка" не раз организовывала в Нижней Туре крупные фестивали народного творчества, которые всегда проходили с большим успехом.
Коллектив рос. На своем пике в "Калинушке" пели и танцевали порядка шестидесяти человек. Причем, если сначала коллектив состоял только из работников НТМЗ, то со временем к нам стали вливаться артисты с других предприятий и городов.
Праздник народного творчества
Одним из самых ярких и запоминающихся стал тур по Италии, в котором "Калинушка" провела в общей сложности месяц. Мы участвовали в трех фестивалях подряд, выступили в десятках городов, на десятках разных площадкок. И везде – с неизменным успехом.
Это не были какие-то соревнования. Понимаете, невозможно определить, чьи народная музыка и танцы лучше – русские, испанские, ирландские или венгерские. У всех свои национальные костюмы, свои традиции, музыка, эстетика, своя изюминка, самобытность и красота. Это был праздник. Праздник народного творчества.
Свет культуры в темных 90-х
Кстати, одна из побед "Калинушки" и Светланы Смиян лично в том, что ансамбль удалось сохранить в тяжелейшие 1990-е годы, когда людям вообще-то было не до творчества – выжить бы.
В это тяжелейшее время Светлана Владимировна не только сумела сохранить коллектив, но и умудрялась организовывать зарубежные поездки, которые для артистов были бесплатными. Например, поездку в Париж Светлана Владимировна организовала благодаря своим связям в Московской городской думе.
Закат в зените
Но разруха в культуре сказалась, к сожалению, и на нашем коллективе. После развала Союза зарплаты у работников культуры стали мизерные, наверное, самые низкие из всех. Постепенно специалисты в области культуры нашли себе более оплачиваемые места работы. Не стало людей, которые могли бы вести коллектив за собой, которые бы горели этим. И после ухода из жизни Светланы Владимировны "Калинушка" вскоре прекратила свое существование.
Но я хочу сказать, что ушла "Калинушка" если не на пике, то еще в зените славы, как сильный и прославленный ансамбль, не утратив своей репутации. Лучше так, чем если бы славное имя стало ассоциироваться с посредственностью».
В 2001 г. «Калинушке» присваивается статус профессионального коллектива Театра песни и танца
В 2008 году в Нижней Туре впервые проводился открытый городской фестиваль «Играй, гармонь уральская!», который сегодня носит имя заслуженного работника культуры России Светланы Владимировны Смиян