Нижнетуринскому музею – 58 лет
А вы знаете, что Нижнетуринский музей мог сегодня располагаться в другом историческом здании, а переезда пришлось ждать без малого 20 лет?
О том, почему в советский период музей одно время стоял закрытым и какие тайны хранит здание музея, мы поговорили с бывшим директором Юрием Ивановичем Ковалевым.
Работа по объявлению
Юрий Ковалев был назначен директором музея в 1986 году.
«Мне тогда было 25 лет, музейной деятельностью я прежде не занимался, но всегда любил историю родного города, края, страны. Увидел в газете объявление и пришел в городской отдел культуры. Мою кандидатуру одобрили в горкоме партии, утвердили в областном отделе культуры в Свердловске».
Так Юрий Иванович Ковалев встал у руля нижнетуринского музея и возглавлял его более 25 лет.
«Я да Вера Ивановна»
Музей стоял закрытым больше года, когда Ковалев был назначен директором. Там попросту было некому работать.
«В отделе культуры сказали: "Идите в музей, постучите, вам откроет бабушка". Пришел, стучусь, никто не открывает. Оказывается, бабушка-сторож была на обеденном перерыве.
Потом познакомились, Вера Ивановна Мезенцева сдала мне ключи и выдохнула, что теперь она за музей и сохранность предметов не отвечает. Так и начали работать, я – директор, и Вера Ивановна – смотритель, билетер и уборщица в одном лице».
Директор в халате
Когда Вера Мезенцева ушла из музея, Юрий Иванович остался один – буквально жил на работе, но как бы тяжело ни было, любимое дело не оставил. Постепенно жизнь налаживалась, появились новые заинтересованные сотрудники, расширялись экспозиции, росла популярность музея.
«Когда только пришел работать, первым делом стал добиваться ремонта. Сам постоянно что-то чинил, красил, строил стенды, колотил стеллажи. Нередко посетители принимали меня за технического работника, потому что ходил в рабочем халате».
Ремонт для китайцев
В 1988 году на волне налаживания отношений между Советским Союзом и Китаем Нижнюю Туру посетила китайская делегация – потомки погибшего в 1918 году на станции Выя командира красного китайского полка Жень Фученя. В память об этом событии в музее хранится две книги с дарственными надписями / Фото Нижнетуринского краеведческого музея
«В 1988 году ждали в музее китайцев. В исполкоме собрали совещание, пригласили директоров наших предприятий и всем поставили задачу – выделить материалы и людей на ремонт музея. Так и сделали, и даже новые шторы купили.
Ждали мы китайцев, готовились, а их дальше Выи не пустили – рядом секретное производство».
Сегодня в музее хранится две книги с дарственными надписями на китайском и русском языках. Обе подарены в 1988 году. Надпись на одной из них гласит: «Дружба народов между Китаем и Советским Союзом будет вечно жить и процветать! Переводчик Хао Голи».
Из коморки – во дворец?
Идея о том, что музею нужно новое здание, возникла у директора Ковалева в том же 1988 году. На примете были здания земского училища и управления железоделательного завода.
«Изначально под музей я просил здание земского училища, но областной отдел культуры забраковал эту идею. Сказали, что слишком большое помещение. И в начале 1990-х годов нам передали здание заводоуправления, в котором сегодня и находится музей».
Единственный в Нижней Туре
В тот же период Юрий Иванович начинает заниматься проблемой присвоения ряду зданий исторической части Нижней Туры статуса памятника истории. Добротные купеческие дома, деревянные и каменные, здание заводоуправления и земского училища – все они в тот период могли стать достоянием и сохранить себя в облике города. Однако первым и единственным зданием в Нижней Туре, признанным памятником, стало здание бывшего заводоуправления, построенное в 1829 году.
Добивался Ковалев, чтобы и гору Шайтан признали памятником природы. В свое время там были сделаны археологические находки, обнаружено вогульское капище. И Шайтан по праву мог бы получить статус памятника природы. Однако сегодня на месте вогульского капища стоит вышка.
Сохранили только облик
В начале 2000-х годов в здании бывшего заводоуправления начался капитальный ремонт. Как рассказал Юрий Ковалев, до перестройки планировка в здании была совершенно другая. Например, в здании было два входа, а нынешнего центрального входа не было, здесь был оконный проем. Вход справа вел сразу на лестницу и на второй этаж, слева – в помещения на первом этаже.
Комнаты в здании располагались тоже иначе. Отопление было печным.
Засыпанная камера
Во времена железоделательного завода в здании была тюремная камера. Находилась она в подвальном помещении под угловой комнатой.
«Мы когда здание приняли, здесь не было ни воды, ни отопления. Женщины-сторожа стали жаловаться, что из угловой комнаты на первом этаже сильно тянет холодом. Оказалось, что там у стены был спуск в подвальное помещение – в камеру со сводчатым потолком. К тому времени она была затоплена.
Во время ремонта, из-за нехватки времени и средств, камеру засыпали, а спуск из нее просто заложили». Сегодня здесь рабочее место научного сотрудника.
Новые планы
В нынешнее здание музей переехал в 2009 году. В 2013 году Юрий Иванович был вынужден уйти из музея, и многие его планы остались нереализованными. Почти десять лет музеем руководила Ирина Матвеева.
Сегодня у руля стоит Ольга Лыжина. У нее есть новые идеи и, главное, решимость их воплощать в жизнь – расширять и дорабатывать экспозиции, сделать музей местом притяжения не только для нижнетуринцев, но и гостей города.
31 октября 1965 года в Нижней Туре был открыт городской музей
На открытии музея 31 октября 1965 года присутствовала жена Павла Шиханова вместе с дочерьми. Им было предоставлено право разрезать ленточку