О том, как в Нижнюю Туру пришли блага информационного общества
Двадцать лет назад, в июле 2003 года, в Нижней Туре состоялась презентация пункта коллективного доступа «КиберПочт@». Это событие было названо тогда событием областного масштаба.
Вспоминаем, что такое КиберПочта, зачем она была нужна и пользовалась ли популярностью у нижнетуринцев.
«КиберПочта» была программой федерального уровня, реализация которой началась в 2001 году. Направлена она была на «снижение информационного расслоения, в результате которого часть населения оказалась отрезанной от благ информационного общества». Так писала наша газета в мае 2002 года.
Вдвое больше пунктов
Программа «КиберПочта» предусматривала предоставление доступа к электронной почте, сети Интернет любому жителю нашей страны. Для этого по всей России в крупных узлах почтовой связи открывались пункты коллективного доступа к сети Интернет.
На начало 2002 года в Свердловской области было открыто 30 таких пунктов коллективного доступа (ПКД). И это было рекордным числом – вдвое больше, чем в любом другом регионе страны.
Для деловых
Первыми клиентами таких пунктов доступа были «учащиеся старших классов, представители малого бизнеса, деловые люди. Из юридических лиц – многие бюджетные учреждения». Крупные же предприятия клиентами «КиберПочты» не стали, потому что могли позволить себе прямое подключение к провайдеру. Не было тогда среди клиентов и детей, потому что ПКД были нацелены в первую очередь на предоставление деловой информации, а не игровых программ.
Сколько «выкачал», за столько и заплатил
Устраивал клиентов «КиберПочты» и подход к формированию тарифа оплаты.
«Услуги Интернет нигде не продаются в кредит, на нашей почте – пожалуйста. Какой объем информации выкачал – за столько в следующем месяце и заплатишь.
Во всех клубах интернет-время продается по ставке не менее часа, на почте, в пунктах коллективного доступа учет ведется поминутный. Например, проверить электронный почтовый ящик достаточно и 5 минут, что в 12 раз меньше часа, значит, и платить придется в 12 раз меньше. Вот потому нас и устраивают предлагаемые тарифы.
Кроме того, для удаленных пользователей тарифы установлены не в часах, а в килобайтах – это особенно удобно для новичков, которые "ползают" по Интернету час-другой, а нужной информации возьмут мало, потому что опыта работы нет. В интернет-клубе пришлось бы раскошелиться за использованное время, а на нашей почте вы заплатите только за объем реально полученной информации.
И что еще нам нравится, это то, что все пользователи ГУПС могут общаться между собой по "электронке" бесплатно. Кажется, пустяк, а подумаешь – это же постоянно нарастающий фрагмент городской сети, то, к чему стремится каждый город».
На дворе XXI век
«Открытие принципиально новой почты [в Нижней Туре в 2003 году] было названо событием областного масштаба, поскольку городской узел почтовой связи значительно преуспел в освоении киберпространства и в числе первых создал один из крупнейших в области интернет-залов.
Накануне презентации произошло еще одно примечательное событие: в пункте коллективного доступа к сети Интернет появились новые рабочие места для пользователей, что стало возможным благодаря помощи главы администрации района О.И. Чечетко. <…> Теперь "КиберПочта" предоставляет к услугам клиентов шесть компьютеров, и это, как подчеркнул главный виновник торжества, начальник городского узла почтовой связи А.Р. Корепанов, не предел возможностей. <…>
Надо сказать, что сегодня на телематические услуги формируется активный спрос, и те, кто уже является клиентом "КиберПочты", довольны ее сервисом. Один из полученных отзывов звучит так: "Побывав здесь, чувствуешь, что на дворе действительно стоит двадцать первый век! "КиберПочта" – это наш сегодняшний день!"»