К 55-летию Нижнетуринской детской школы искусств
«Я люблю свою работу! Я люблю свой город!» – эти искренние слова стали лейтмотивом нашей беседы с Жанной Андреевой, преподавателем фортепиано Нижнетуринской ДШИ.
Ее история – о том, как детская мечта, поддержанная любящими людьми, может превратиться в призвание всей жизни. О том, как важно вовремя встретить своего Учителя. И о том, что настоящее счастье – это возможность каждый день делать то, что любишь, в городе, который стал частью твоей души.
Чудеса нужно делать своими руками
Ее путь в музыку начался еще в ту пору, когда музыкальной школы в Нижней Туре не было даже в планах. В первом классе лучшей подруге и однокласснице Жанны, Люде Колесниковой, купили пианино. Девочка стала ходить на уроки к учительнице на дом.
Увидев, как занимается подруга, Жанна была зачарована – новые звуки, клавиши, ноты. «Каждый вечер дома я говорила, как хочется и мне научиться играть на пианино», – вспоминает Жанна Вячеславовна.
Родители Жанны зарабатывали немного. Надежда Петровна работала заведующей яслями, Вячеслав Евгеньевич – столяром-плотником. Купить фортепиано за 600 рублей на их зарплату было просто невозможно. Но, по-видимому, они почувствовали, что желание дочери заниматься музыкой – не просто детская прихоть, а нечто большее, способное определить ее судьбу. Вячеслав Евгеньевич твердо решил: у дочери будет пианино. На все лето он уехал в кедровник и вернулся с мешками, полными орехов. Родители сдали добычу в магазин, добавили немного денег – нужная сумма набралась.
Инструмент привезли из Свердловска на специально нанятой машине. Семья жила в старой части города, на втором этаже деревянного дома по улице Советской. Узкая лестница едва вмещала груз – пианино затаскивали с огромным трудом, но все же оно заняло свое место в их доме.
«Я была на седьмом небе от счастья, – вспоминает Жанна Вячеславовна. – Первым за пианино сел отец, сыграл «Цыганочку» – подобрал по слуху». В армии Вячеслав Евгеньевич служил моряком-подводником, поэтому дал дочери наказ – обязательно выучить «Яблочко». Конечно же матросский танец Жанна разучила и часто играла его отцу.
Дорога к музыке
Мечта сбылась – Жанна вместе с подругой Людой училась игре на фортепиано. Первая учительница Мария Александровна Некрасова жила неподалеку от Дома культуры. В то время автобусы ходили через железнодорожный вокзал.Девятилетние подруги через плотину пешком ходили заниматься к учителю на дом. Иногда зимой кто-нибудь подвозил их на санях, запряженных лошадью, и они, заснеженные, вваливались в квартиру на урок.
Мария Александровна учила девочек играть, что называется, с нуля, начиная с нотной грамоты. «Конечно, никакого сольфеджио у нас не было. Помню, что мы пели и даже выступали в Доме культуры. Нот не было, их выписывали по почте, была такая услуга – «Ноты–почтой». Иногда что-то находили в «Пионерской правде». Я занималась с большим желанием, мечтала научиться играть музыку Чайковского и Шопена», – продолжает вспоминать Жанна Вячеславовна.
Новая страница жизни
В 1969 году, когда Жанна училась в пятом классе, в городе, наконец, открылась музыкальная школа. На вступительных экзаменах она исполнила сложную пьесу «Смелый наездник» Шумана, но была зачислена лишь в первый класс – нужно было подтянуть сольфеджио. А вот из первого девочку перевели сразу в третий - сказалась хорошая подготовка. «Честно говоря, я не помню своего первого педагога в музыкальной школе, – говорит Жанна Андреева. – Вернее, педагогов, они приезжали, уезжали, менялись очень часто».
Свердловск: погружение в большую музыку
В 1976 году девушка поступила в Свердловское музыкально-педагогическое училище. Именно там, в Свердловске, случилось полнейшее погружение Жанны Вячеславовны в настоящую, большую, музыку.
Особой радостью для студентов училища были выступления замечательной концертирующей пианистки Натальи Панковой. Она давала концерты – рассказывала о мире музыки, делилась опытом участия в конкурсах.
«Сын нашей классной руководительницы служил первой скрипкой в оперном театре, поэтому мы знали обо всех премьерах, открытых репетициях, – вспоминает педагог. – Студенткой, на галерке, я по-настоящему влюбилась в оперу, пересмотрев, и не раз, весь репертуар оперного театра. Эта любовь живет во мне до сих пор. Стараюсь не пропускать премьеры, правда, предпочитаю классические оперы. Обожаю и балет, много раз пересмотрела «Ромео и Джульетту». Недавно побывала на премьере «Каменного цветка», еще одного шедевра Сергея Прокофьева».
«Музыка во мне побеждает все»
Более двух десятилетий Жанна Вячеславовна Андреева преподавала ученикам Нижнетуринской детской школы искусств музыкальную литературу. На ее уроках, факультативах «О музыке и не только», лекциях оживали судьбы великих композиторов и художников. «Когда я видела внимательные глаза слушателей, появлялись крылья за спиной, – признается педагог. – Хотелось рассказывать еще интереснее!»
Готовясь к занятиям, она редко обращается к интернету, ее верные помощники – книги. Чтение для Жанны Вячеславовны – не просто увлечение, а источник вдохновения. «Я люблю стихи, живопись, но музыка во мне побеждает все!» – говорит она.
Главный предмет
И все же главным предметом в преподавательской жизни Жанны Вячеславовны Андреевой стало общее фортепиано.
«Каждый музыкант должен уметь играть на фортепиано, – убеждена наша героиня. – Помимо основной специальности, мои ученики осваивают его как второй инструмент. Я стремлюсь научить их играть не хуже, чем они владеют скрипкой, баяном или домрой. Детям дается это непросто – у большинства дома нет фортепиано, при этом играют некоторые просто замечательно».
Она гордится своими учениками, среди которых нынешние преподаватели школы: Александр Голубев, Иван Русин, Анна Рахимова.
«Женя Милушкин, Оля Селянина, Лена Суняйкина, Юля Костина, Давид Юсупов, Лиза Дуброва, Варя Гридневская, Иван Никифоров, – перечисляет Жанна Вячеславовна имена своих выпускников. – Они уже взрослые. Я помню каждого, радуюсь, когда встречаюсь с ними.
«Дети очень любят, когда их любят...»
«Дети очень любят и чувствуют, когда их любят», – говорит Жанна Вячеславовна. Сейчас у нее двадцать четыре ученика. Все – разные, но одинаково любимые учителем.
«Видеть, как растет ученик – огромная радость. Поставить руку – важно, но главное – пробудить желание играть и трудиться. Я всегда верю в своих учеников, люблю их и часто хвалю – ведь искренняя похвала окрыляет сильнее любых нравоучений, – делится педагог. – Бывает, ученик заходит в класс, и сразу видно: что-то его тревожит. Порой я жертвую уроком, чтобы дать ему выговориться. И знаете, дети откликаются на такую искренность, особенно мальчики. Может быть потому, что я всегда мечтала о сыне? Но у меня есть дочь Евгения – удивительная, талантливая, самая родная. Я благодарна Богу за нее».
О счастье, вере и смысле жизни
«Я счастливый человек, – говорит Жанна Вячеславовна. – Живу в любимом городе, среди уральской природы, которая всегда дарит мне силы. Люблю время, в котором выросла. Благодарна судьбе, за то, что она подарила мне встречи с теми, кто стал для меня примером.
Смысл моей жизни – в любви. В любви к Богу, который ведет меня, слышит мои молитвы и помогает даже в мелочах. Я молюсь за своих учеников – и тех, кто уже вырос, и тех, кто только начинает свой путь. В любви к музыке, которая учит чувствовать. К дочери, которая стала моей радостью и гордостью. И, конечно, в любви к маме – моему самому строгому критику и самой верной помощнице.
Я люблю наш дружный коллектив – ведь так важно, чтобы на работе тебя окружали люди, с которыми ты на одной волне. В этой школе я преподаю уже более сорока пяти лет, и до сих пор, уходя в отпуск, начинаю скучать по детям, по урокам, по этим стенам, где каждый день звучит музыка».
Ее работа, ее город, вера, семья – все сложилось в одну мелодию, которая называется жизнью. И в ней – ни одной фальшивой ноты.
Встреча с Учителем
Настоящим подарком судьбы для нее стала встреча с Натальей Александровной Азовской. Жанна Вячеславовна признается: «Для меня Наталья Александровна стала педагогом, которого я ждала. Я очень благодарна ей, она сыграла огромную роль в моей жизни. Потому что именно с нее все началось».
Школа оказалась новым, удивительным, миром. Хор, сольфеджио, интересные предметы и друзья – все это создавало неповторимую атмосферу.
«Сдружила нас всех Наталья Александровна, – продолжает моя собеседница. – Она проводила занятия необычно – собирала нас в зале, чтобы мы слушали игру друг друга. Потом тут же, все вместе, мы разбирали ошибки, учились на них. Помню, как я восхищалась игрой Лены Абакумовой, думая, что мне никогда не достичь такого уровня. А она, как выяснилось, вдохновлялась моей игрой.
Это был гениальный педагогический прием – ведь так мы не только учились музыке, но и преодолевали страх сцены. Наталья Александровна устраивала для нас вечера: рассказывала о композиторах, художниках, ставила пластинки. Она помогла по-настоящему почувствовать музыку, сумела влюбить нас в нее.
Когда Наталья Александровна стала директором и вынуждена была сократить свой класс, я плакала от радости, узнав, что остаюсь среди ее учеников».
Вспоминая свое детство, Жанна Вячеславовна рассказала забавную историю о том, как ее младшая сестра Эля, зная, что Жанне необходимо выучить гаммы, придумала устраивать зачеты. Девочки мастерили билеты, Жанна торжественно вытягивала один, слышала строгое «Играйте!» – и ... исполняла любую гамму, ведь сестра-спортсменка на слух не могла отличить одну от другой.
С теплотой Жанна Вячеславовна вспоминает и другого своего наставника – классную руководительницу Тамару Алексеевну Куковякину. Она поддерживала увлечение девочки музыкой и вдохновила на это всех ее одноклассников.
«Больше никаких университетов…»
Стать педагогом Жанна Вячеславовна мечтала с детства, однако поступать в музыкальное училище не собиралась, хотела быть учителем истории или географии.
Но путь в университет после 10-го класса не сложился. Девушка вернулась в родной город, где неожиданно для себя стала аккомпаниатором в спортзале «Старт». В секциях по художественной и спортивной гимнастике тогда спортсмены тренировались и выступали, как сейчас говорят, под живую музыку.
Уже в начале учебного года Наталья Александровна Азовская сказала своей ученице: «Больше никаких университетов, будешь поступать в музыкальное училище». Жанна не сопротивлялась. Началась подготовка совершенно новой программы по фортепиано. Цель была поставлена, достигнуть ее нужно было непременно.
Возвращение под крыло
Выпуск Нижетуриской музыкальной школы 1975 года. Жанна Вячеславовна – первая справа в среднем ряду / Фото из архива Ж. Андреевой
На последнем курсе училища Жанна вышла замуж за любовь всей своей жизни – одноклассника Андрея Андреева. Поэтому после окончания училища вернулась в Нижнюю Туру, планируя устроиться на работу в детский сад или школу. И вновь Наталья Александровна Азовская сыграла важную роль в судьбе молодого педагога, взяв ее под свое крыло.
«Наталья Александровна буквально вела меня по жизни: в музыкальной школе, в училище и после него, – признается Жанна Вячеславовна. – Она всегда помогала мне. Ругала и хвалила, учила, помогала расти. Передавала опыт. Например, предложила мне вести новый предмет – ритмику. Для этого вначале отправила на учебу в школу-десятилетку при консерватории, потом в знаменитую Гнесинку в Москве». После этого Жанна Вячеславовна много лет успешно преподавала ритмику нижнетуринским юным музыкантам.