Непростые 1920-е глазами нижнетуринских комсомольцев
О том, как Нижняя Тура встречала первые годовщины Октябрьской революции, как новоиспеченные комсомольцы боролись с церковью и проводили раскулачивание крестьян, как ставили представления живой газеты «Синяя блуза» и переименовывали улицы – по воспоминаниям нижнетуринцев В. Чернильцева, И. Попова, М. Никоновой.
В круговороте событий
«Рассвет новой жизни в поселке начинался в те годы, когда у нас, еще босоногих несмышленышей, все происходящее вызывало только любопытство. Было ли это церковное шествие с иконами и хоругвями к часовне святых угодников Петра и Павла или проходила многолюдная демонстрация с пением "Варшавянки" по случаю свержения коронованного помазанника божьего – для нас было все равно. Мы, мальчишки, как стайки голубей кружились в этой народной толпе, рассматривали позолоченные иконы и хоругви или огромные портреты, обтянутые кумачом, и ярко-красные банты на лацканах потрепанных рабочих пиджаков. <…>
Молодой Октябрь
Вторую годовщину Октября нижнетуринцы отметили с небывалой торжественностью. <…> На базарную площадь 7 ноября вышли буквально все жители, а выступлениям ораторов не было конца. Это был праздник большой радости, ведь еще в июле [1919 года] из поселка были изгнаны колчаковцы. <…>
Голод и тиф
Третья годовщина Октября запомнилась, как и четвертая, разрухой, голодом и эпидемией тифа. Помню, как мы с братом коротали ночи в бесконечной людской очереди у заводской мельницы, чтобы размолоть пудовку овса, заработанную отцом в деревне.
Мать, больная тифом, оставалась одна. Потом болезнь приковала к постели брата, сестру и, наконец, меня. Тифозный барак при больнице был переполнен. Единственный фельдшер и несколько санитарок не успевали оказывать медицинскую помощь людям, и многие умирали, не дождавшись встречи со своими спасителями.
Но праздники Октября даже в эти трудные годы всегда отмечались. Правда, митинги на базарной площади были уже не так многолюдны, тише звучали песни демонстрантов. Но люди твердо верили в победу революции».
Комсомольская работа
«Шел 1926 год. Я работал в листопрокатном цехе Нижнетуринского металлургического завода застановщиком. Незадолго перед этим меня приняли кандидатом в члены партии и избрали секретарем комсомольской организации завода. Ячейка тогда у нас была небольшая, около сорока человек, но работы хватало. Тут и работа с пионерами, охрана труда молодежи, трудоустройство подростков, живая газета "Синяя блуза", антирелигиозная пропаганда.
Против церкви
Тогда в поселке была большая церковь, и ее посещали сотни верующих.
Церковному дурману комсомольцы противопоставляли свои революционные празднества и увлечения. Когда в ограде церкви начинался крестный ход, комсомольцы в это время веселой колонной с песнями и оркестром проходили мимо. Церковный ритуал расстраивался, многие из молодежи пристраивались к колонне. Увлекались тогда футболом, активно действовала художественная самодеятельность, многие были членами общества "Долой неграмотность!".
Новые имена улиц
Помню, прежде всего мы взялись за переименование улиц. Пригласили бригаду студентов художественного техникума и попросили их на железных пластинках написать названия улиц и домов. Железо для этой цели выделил завод – из поделочного брака.
Студенты добросовестно выполнили эту работу. На каждой пластинке они нарисовали герб РСФСР, написали название улицы и номер дома. Вот и появились тогда вместо Береговой улицы – Набережная, вместо Нижней – Шихановская, вместо Базарной – Советская, вместо Кабашной – Ленина, вместо Верхнецерковной – Карла Маркса и т.д.».
Неутомимые
«Юность нашего поколения неразрывно связана с комсомолом 1920–30-х годов. Проводниками новой жизни были молодые прокатчики завода Иван Попов, Аркадий Самойлов, профсоюзный вожак Федор Мурзин, пионервожатая Лиза Согрина.
Факельные шествия
В канун Рождества или Пасхи они устраивали антирелигиозные факельные шествия по вечерним улицам поселка. Выезжали в деревни с концертами. Организовывали избы-читальни и школы по ликвидации неграмотности.
Дел у комсомольцев было немало, и ни одно мероприятие не проводилось без их участия. Активистами и организаторами многих дел были Тася Босых, Георгий Барышников, Павел Никонов, Фиса Зорина, Мария Наумова, Галина Чеснокова, Раиса Ардышева и другие. Они не только принимали участие в массовых мероприятиях, но и активно участвовали в художественной самодеятельности, занимались в кружкам и струнном оркестре при клубе "Металлист".
Синеблузники
…Передо мной пожелтевшая от времени фотография. Неизвестный фотолюбитель запечатлел на ней группу участников живой театрализованной газеты, сокращенно называвшейся "ЖТГ" – в тридцатые годы была такая форма художественной самодеятельности, участников которой называли еще "синеблузниками", потому что они выступали в черных юбках и длинных синих блузах с пятиконечной красной звездой на груди.
Коллективом живой театрализованной газеты руководил хороший организатор Павел Васильевич Селезнев, а его брат Николай сочинял злободневные частушки, которые обычно исполняла звонкоголосая комсомолка Фиса Зорина. Вечерами приходили комсомольцы на репетиции в клуб, и допоздна не смолкали там веселые, задорные песни, далеко разносились звуки духового оркестра.
Особенность живой театрализованной газеты заключалась в том, что каждое ее представление готовилось исключительно на местных материалах, программа выступлений строилась разнообразно, поэтому популярность "ЖТГ" у зрителей была огромной.
Триумф "Разлома"
Большим авторитетом пользовался и драматический кружок. Однажды участники газеты подготовили пьесу Бориса Лавренева "Разлом", одну из главных ролей в которой исполнила Люба Ганина. После первой же постановки эта пьеса настолько быстро приобрела известность, что когда мы приехали с ней в деревню Большая Именная, там задолго до нашего приезда собрался в клубе народ.
Участники продразверстки
Комсомольцы занимались не только художественной самодеятельностью. Они охраняли от расхитителей народного добра колхозный урожай, заготавливали топливо для школ и больниц, выпускали стенные газеты, выполняли специальные задания партийной организации в период раскулачивания зажиточной деревенской верхушки, идя порой на риск, но зная, что, выполнив продразверстку, спасут от голода многие тысячи людей».
Первый коллектив под названием «Синяя блуза» появился в Москве в 1923 году. Соединяя в своем творчестве пропаганду идей социализма и театрализованные представления «на злобу дня», движение «синеблузников» быстро стало популярным и распространилось по всей стране. Проводились даже Всесоюзные съезды синеблузников
Телеграфное сообщение о взятии большевиками в Петрограде власти в свои руки было получено в Нижнетуринском заводе 8 ноября 1917 года
После революции и Гражданской войны поселок Нижнетуринского завода продолжал быть волостным, т. е. частью Верхотурского уезда, а с 1 марта 1924 г. стал центром Нижнетуринского района Нижнетагильского округа Уральской области, объединив Косьинские и Исовские прииски, деревни Елкино, Токовая (Новая Тура), Александровка, Железенка, Б. и М. Именные и ж/д станцию Выя