Как в Нижней Туре рождались электростанция и минераловатный завод
О том, как для завода минераловатных изделий искали сырье и как благодаря журнальной картинке на заводе появился цех теплоизоляционных изделий. О том, как строилась Нижнетуринская ГРЭС и почему сотрудники управления стройки были вынуждены работать по колено в воде.
Об этом – в материале Нижнетуринского краеведческого музея (филиал ГАУК СО «НГИАМ»).
В поисках сырья
Из воспоминаний Эмилии Ивановны Маклаковой, директора ЗМИ с 1969 по 1984 гг.:
– На завод я приехала в 1949 году молодым специалистом по распределению. Приехала с небольшим чемоданчиком, застала стройку этого предприятия. Рождение завода было нелегким: дело в том, что проектанты заложили шихту, которая на практике оказалась совершенно негодной к производству.
Итак, самая главная трудность – отсутствие сырья. Его искали методом проб и ошибок, наконец обнаружили тагильские отвалы. Все поиски я вела сама лично, шлак возили на лошади. Трудность еще была в следующем: работали здесь заключенные, вольнонаемных найти было трудно, но в лаборатории было несколько человек, которые и помогали мне с поисками сырья.
Нашли шлак, нашли парферит, известняк – плавление пошло хорошо, качество продукции (ваты) другое. Но прежде чем производство запустить, нужно еще было доказать, что первоначальный проект негоден, что нужно внедрить наш проект.
Тогда мне очень помог Борис Николаевич Ельцин. Он был первым секретарем Свердловского обкома партии. С его помощью шлаки НТМК стали поставлять вагонами сюда. С этого момента производство стало рентабельным. Это и позволило построить здесь жилпоселок, расширить сам завод.
Цех со страниц журнала
Из воспоминаний Надежды Гавриловны Шороховой, инженера по кадрам ЗМИ:
– На предприятие я приехала в 1964 году после окончания техникума. По современным меркам (воспоминания 2004 года – прим. НТКМ), завод был маленьким: всего один цех. Производство было новым. Сами собирали информацию, осваивали производство, обучали кадры.
С 1969 года работала инженером по подготовке кадров, по рационализации и изобретательству.
Помню такой случай. Я работала инженером по технической информации, ко мне приходили журналы строительных материалов, брошюры по нашему производству, новые разработки в рамках нашей отрасли, опыт передовых предприятий.
В журнале «Строительные материалы» увидела фотографию цеха теплоизоляционных изделий. Рядом статья об этом цехе: на втором этаже основное производство, на первом – подсобные помещения.
Я с этой статьей иду к Эмилии Ивановне. Она вникла, загорелась: «Напишу туда, надо съездить, посмотреть, узнать подробнее!»
Я написала письмо в редакцию журнала, оказалось, что это только макет цеха, проектная разработка, а на практике его нет. Но Эмилия Ивановна так загорелась этим проектом, что решила воплотить его в жизнь. Начались поездки в Москву, выбивание денег, переговоры. Теперь это наш ЦТИ. А ведь началось все с журнальной заметки.
На месте лесов и болота
На том месте, где сейчас раскинулась Нижнетуринская ГРЭС, до 1948 года стоял лес, а где сейчас пролегает улица Ильича, было болото и чуть подальше небольшое озерцо, куда жители приходили ловить карасей.
Площадка для строительства электростанции была выбрана правительственной комиссией в 1941 году. Но начало строительства было отложено из-за Великой Отечественной войны.
В 1945 году на площадку с пилами и топорами пришли первые строители. Началось сооружение временного жилья, электролиний, подсобных предприятий.
Проектное задание первой очереди электростанции на мощность 273 тыс. кВт составлено Московским отделением института «Теплопроект», и в июне 1946 г. утверждено Министерством электростанций.
По колено в воде
Из воспоминаний А. В. Суханова, начальника планового отдела на строительстве Нижнетуринской ГРЭС:
– Управление строительства помещалось в грязном, невзрачном одноэтажном бараке, вблизи возводимой фильтровальной станции. Из поселка путь пролегал к нему между постройками гаража и бензоколонкой и сворачивал влево, не доходя проходной строительства. Через эту проходную поступало бесчисленное количество стройматериалов на автомашинах и шли потоками люди на стройплощадку и обратно. Это была главная проходная.
При закладке барака для управления строители, видимо, не все предусмотрели, барак, оказавшись в самой низине и не имея водоотводных канав и обвалования, часто заливался дождевой водой. Были целые наводнения. Вода заполняла почти на всю длину барака коридор. Тогда ходили по ходам, уложенными по козлам. Где не были хорошо пригнаны двери, вода проникала в кабинеты и на значительную высоту заливала шкафы и стеллажи с делами. Работы было много, работа срочная – никто не роптал и даже не замечал этих неудобств.
Много документов планового отдела трудно было опознать, так как вода с илом растворила чернила на документах и спрессовала их. Часто приходилось делать капитальные раскопки, чтобы найти нужные документы.
Главное – пуск станции
Руководство строительством и почти все отделы помещались в одном бараке. Люди сидели по отделам скученно и во множестве. На работу приходили к 9 часам, большинство сотрудников расходилось по домам в 11-м часу ночи, а некоторые засиживались и дольше – подпирала неотложная работа.
Ежедневно с часу дня начиналась оперативка. К этому времени в большой кабинет начальника строительства подходили руководящие работники. Здесь были начальники участков и отделов, представители субподрядных организаций, дирекции и другие работники, вызванные по тому или другому вопросу.
Перед всеми была поставлена одна основная задача – пустить первую очередь станции в IV квартале 1950 года. <…>
На всех и на каждого в отдельности нажимал замминистра тов. Добрышев, который находился на стройплощадке, вникал во все мелочи подготовки объектов к сдаче в эксплуатацию.
Каждый на своем участке
Управление строительством, так называемый генеральный подрядчик, занимался в основном выполнением общестроительных работ, монтаж же металлоконструкций, оборудования и другие специальные работы вели субподрядные организации.
Генподрядчиком сооружались здания и сооружения основного и вспомогательного назначения на промплощадке, железнодорожные подъездные пути, насосная станция и гидроузел, поселок и временные сооружения.
Субподрядным организациям было поручено вести работу по механическому и электрическому монтажу оборудования с наладочными работами, монтажу металлоконструкций и крановому хозяйству, сантехническим и изоляционным работам, сооружению дымовых труб. <…>
Для выполнения основных работ были созданы подсобные предприятия и транспортное хозяйство: бетонный завод на промплощадке, растворный узел на поселке, цеха ОГМ, автобаза, железнодорожное хозяйство, конный двор.
Промкомбинат, находясь на самостоятельном балансе, снабжал строительство лесом, всеми изделиями из древесины, красным кирпичом, щебенкой.
Кирпич на заводе выпускался низкого качества, с большим количеством брака. Промкомбинат имел карьер на реке Тура, где добывались песок и гравий.
Восстановить и приспособить
Так как на первом этапе строительства монтировалось старое оборудование, бывшее в употреблении, а много оборудования, узлов к ним и деталей совсем не было, то пришлось организовать свое большое подсобное предприятие, так называемый цех восстановления. В нем переделывалось старое оборудование и приспосабливалось к нашим проектным условиям, готовилось новое оборудование для турбинного и котельного цехов, узлы и детали к нему. Монтаж турбин и котлов происходил крупными блоками. Эти блоки также готовились в цехе восстановления. <…>
Много сделали рационализаторы в ускорении строительства. Особенно врезалось в память рацпредложение о применении подколонников. Это ускорило строительство.
В результате упорного труда многотысячного коллектива, первые турбины НТГРЭС дали ток в конце декабря 1950 года.