Когда исчезнут ямы и почему дорожные ремонты всегда опаздывают
«Когда в Нижней Туре появятся нормальные дороги?» Этот вопрос лидирует во всех местных группах социальных сетей, его первым задают, когда заходит разговор о том, что город хорошими темпами благоустраивается. Именно «дорожный вопрос» много лет ставился и ставится в укор местной власти и коммунальным службам.
Между тем нет одной-единственной причины, почему у нас, как по взмаху волшебной палочки, не появляются автобаны не хуже немецких. Проблема эта сложная, комплексная, требующая много вложений, которых у нашего округа всегда не хватало.
Нехитрая арифметика
Больше всего вопросов вызывает практика проведения ямочного ремонта дорог. Вот и этим летом с новой силой вспыхнули обсуждения этой темы. Тем более что ремонт был масштабный – залатали около 3 тысяч квадратных метров городских дорог. Многих удивляло, почему асфальт кладут в дождливую погоду, тогда как в солнечную и сухую ремонтников не видно; самые дотошные чуть ли не с линейкой в руках мерили толщину наложенной асфальтовой заплатки и придирчиво сверяли с нормативами, вычитанными в Интернете. «Наши деньги закатывают в асфальт», – безапелляционно вынесли вердикт некоторые жители.
– Почему ремонтные работы на наших дорогах начинаются так поздно, чуть ли не в середине лета, и растягиваются во времени? – спрашиваем у председателя Комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации НТГО Марии Кузьминой.
– Во-первых, необходимо сказать, что асфальтный завод начинает работать после 15 мая, эти сроки соответствуют нормативным, поэтому и дорожники не могут раньше начать ремонт. Другой вопрос: у нас участились случаи, когда подрядная организация выигрывает тендер, но не может своевременно приступить к работам. Причем ее не пугают даже предусмотренные контрактами штрафные санкции – она готова платить неустойку и зайти на объект с опозданием. Всякий раз у них какие-то свои причины. Плюс погодные условия, которые влияют на скорость проведения ремонтных работ.
– Мария Николаевна, во сколько в 2019 году обходится содержание и обслуживание улично-дорожной сети Нижнетуринского округа?
– В текущем году на ямочный ремонт ушло примерно 4,8 миллиона рублей, 2,8 миллиона – на разметку полос движения. По 300 тысяч рублей потратили на установку новых и ремонт существующих дорожных знаков, укладку искусственных дорожных неровностей. И на зимнее содержание за январь, февраль, март и половину апреля текущего года потратили 3,3 миллиона рублей. Еще 1,2 миллиона запланировано освоить в ноябре-декабре. Что касается поселков, то около миллиона рублей затрачено также на зимнее содержание дорог – и на этом все, что может себе сейчас позволить скромный бюджет НТГО.
Устранение дефектов: за чей счет?
Вот такая нехитрая арифметика, которая вынуждает коммунальщиков экономить каждую копейку и строго следить за качеством работы подрядчиков. По словам Марии Николаевны, в адрес подрядной организации ООО «Стройэкспресс» администрацией направлено письмо с указанием дефектов, обнаруженных после проведения ею ремонтных работ в нынешнем году, и в эту пятницу подрядчик обязан приступить к их устранению своими силами и средствами – согласно гарантийным обязательствам, прописанным в муниципальном контракте. А в понедельник начнем заделывать ямы, которые образовались у нас вновь.
Кстати, о гарантиях. На улице Пирогова через год после ремонта стали заметны недостатки, говорящие о нарушении строительных нормативов и отступлении от требований муниципального контракта подрядчиком – ООО «ДСК Строймеханизация». На некоторых участках экспертиза зафиксировала выбоины и неровности покрытия; разрушение бортовых камней и наличие пустот между ними; крошение и шелушение асфальтового покрытия, а на тротуаре напротив автопарковки возле канализационного колодца асфальтобетонное покрытие вообще провалилось.
К подрядчику были применены санкции, и в июне этого года он устранил все предъявленные ему дефекты. И такая практика теперь закреплена во всех контрактах на дорожные работы.
О планах и договоренностях
Сегодня муниципалитету для реконструкции существующих и строительства новых дорог необходима финансовая поддержка. И администрация округа сейчас изыскивает любую возможность, чтобы «пробить» бюджетное софинансирование или найти инвесторов и постепенно привести наши многострадальные дороги в порядок. Так, уже готов проект реконструкции улицы Декабристов, который по соглашению о партнерстве профинансировало ООО «Тетрис Инжиниринг», и администрация на днях выходила с ним на согласительную комиссию Министерства финансов Свердловской области.
В ходе августовской встречи главы НТГО Алексея Стасёнка с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым достигнута договоренность о выделении на 2020 год из областного бюджета 45 миллионов рублей на капитальный ремонт улицы 40 лет Октября.
Министр транспорта и дорожного строительства Свердловской области Василий Старков обещал содействовать в выделении средств на обустройство дорог в поселках. Ведется строительство дороги п. Савина Горка – п. Ис – п. Косья, которое профинансировал бюджет Свердловской области, – 280 миллионов рублей должно быть освоено к ноябрю 2020 года.
Главное, чтобы все эти планы и договоренности воплотились в жизнь. Потому что она порой вносит свои коррективы, даже при условии наличия средств. Помните историю реконструкции улицы Ильича?
Затянувшийся ремонт
В ноябре 2014 года было прекращено движение по одной из основных нижнетуринских магистралей – улице Ильича. Основанием стало неудовлетворительное состояние канализационных сетей, проложенных под проезжей частью. Все мы помним три десятка провалившихся колодцев с расхлябанными люками. Сети здесь прокладывались в 50-х годах прошлого века, и восстанавливать их смысла не было.
Поэтому самой ответственной частью ремонтных работ стал перенос и монтаж новых коммуникаций. С этим возникло немало проблем: в таких условиях появляется много непредвиденных расходов, а самое главное – уходит драгоценное время на согласование этих моментов. Вмешалась и погода: в итоге финальную укладку асфальта из-за рано выпавшего осенью 2016 года снега перенесли на 2017 год, когда дорога и была наконец открыта.
Одновременно ремонт шел и на улице Машиностроителей, на участке между улицей Ильича и торговым центром «Урал». Стоит отметить, что пешеходная площадка, которая появилась через дорогу от ТЦ «Урал», изначально проектом предусмотрена не была – подрядчик, ООО «СтройРесурс», сделал ее безвозмездно по согласованию с администрацией НТГО. Но опять здесь возникла проблема: на тротуары первоначально положили некачественный асфальт, который пошел трещинами, и его пришлось перекладывать.
А между прочим, общая стоимость реконструкции улиц Ильича и Машиностроителей составила 43,85 млн рублей, включая 41,5 млн рублей из областного бюджета, которые были выделены нашему муниципалитету согласно программе «Освоение муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, межбюджетных трансфертов, представленных в 2016 году на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения». Получается, даже 95 процентов средств, выделенных из областного бюджета, не уберегли от задержек в проведении работ.
Время на решение проблем
Конечно, в последние годы дороги в Нижнетуринском округе ремонтировались в гораздо больших объемах, чем ранее. Кроме Ильича и Машиностроителей, были отремонтированы участки дорог по улицам Скорынина, Строителей и Советской, участок по улице Декабристов – от железнодорожного переезда до автозаправки, «откапиталили» уже упомянутую улицу Пирогова. В прошлом году наконец ушла еще одна головная боль: после настоятельных обращений администрации НТГО к собственникам – компании «Транснефть-Прикамье» – было заасфальтировано 6,2 километра дороги, прозванной в народе «стиральной доской», до ЛПДС «Платина». Но проблемы копились десятилетиями, поэтому проснуться прямо завтра в городе идеальных дорог не получится – на все нужно время.