Какой популярный миф развенчали специалисты госжилинспекции?
Куда обращаться за восстановлением своих прав как потребителя жилищно-коммунальных услуг? Зачем нужно устанавливать класс энергоэффективности для многоквартирных домов, и в какие сроки должен быть сделан перерасчет стоимости услуг?
На эти вопросы 7 февраля ответили заместитель директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Вадим Камышан и ведущие специалисты департамента. Они провели обучающий семинар для сотрудников администрации НТГО, руководителей управляющих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства и старших по домам.
Обращения игнорировать нельзя
Прежде всего, были затронуты порядок и сроки ответов управляющих организаций на обращения граждан. Это регламентируется Постановлением Правительства РФ № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». Было подчеркнуто, что одним из самых удобных способов сегодня получить разъяснения на свой запрос и отслеживать все движения по обращению – это направить его через личный кабинет государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (www.dom.gosuslugi.ru). Но и личное посещение управляющей или контролирующей организации, письменное обращение по электронной почте или устное по телефону также должны быть зарегистрированы и ни в коем случае не могут оставаться без ответа. Это требование законодательства.
Также на семинаре было подчеркнуто, что существуют услуги, которые нельзя отнести ни к жилищным, ни к коммунальным. Например, установка и эксплуатация домофонного и охранного оборудования. Здесь вступают в силу гражданско-правовые отношения, и все споры регулируются либо мировым судом – если цена иска до 50 тысяч рублей, либо районным судом – при превышении указанной исковой суммы.
«Норматив» против «факта»
Отдельный блок был посвящен начислению платы за обращения с твердыми коммунальными отходами. Сейчас начисление идет по нормативу, установленному Региональной энергетической комиссией Свердловской области. При этом «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разрешают начислять плату по фактическому потреблению. Но для этого необходимо организовать раздельный сбор пищевых и непищевых отходов – дуальную систему, которая предусмотрена Постановлением Правительства Свердловской области № 969.
Как подчеркнули специалисты, убеждение, что оплата по факту всегда меньше оплаты по нормативу, – это миф. На практике зачастую «факт» оказывается непомерно дорогим. Дешевым он становится, только если жители борются за снижение объемов мусора и четко контролируют происходящее на контейнерной площадке. Поэтому решение надо принимать не на эмоциях, а скрупулезно просчитав целесообразность такого перехода для каждого конкретного многоквартирного дома.
С кого требовать перерасчет?
Специалисты подчеркнули, что многие управляющие организации неверно оформляют документацию по обращениям жителей по поводу некачественного предоставления коммунальных услуг. Управляющие организации не фиксируют факт ненадлежащего оказания услуг и на этом основании отказываются делать перерасчет, мотивируя тем, что потребители, например, не требовали замера температуры в точке водоразбора.
Так вот, согласно все тем же «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители и не обязаны предъявлять какие-либо требования. Представители управляющей организации обязаны замерить и заактировать параметры предоставляемой услуги и принять меры к устранению нарушений, что также оформляется отдельным актом.
Это важно и актуально для Нижней Туры, где исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, а управляющие компании выполняют обслуживание внутриквартирных сетей. И от того, в чьей зоне ответственности возникла проблема, и следует, кто должен сделать перерасчет: если поставляется некачественный ресурс – значит, виноваты ресурсники, если проблема возникла на сетях – спрос с управляющей организации.
И еще момент. Перерасчет должен быть произведен именно в том расчетном периоде, когда и было зафиксировано некачественное предоставление услуги. В противном случае возникает излишнее начисление платы гражданам, что влечет, согласно Жилищному кодексу, наложение штрафа на исполнителя услуг.
Очень важная энергоэффективность
Разобрали участники семинара и такой вопрос, как класс энергоэффективности многоквартирных домов. Он обозначается буквами А, B, С, D или E и говорит о том, насколько рационально расходуются ресурсы при обслуживании объекта, много ли используется тепла и электричества.
В процессе эксплуатации здания надзорные органы отслеживают соответствие объема потребления теплоэнергии на отопление установленном классу энергоэффективности. Если есть отклонения – в большую или меньшую стороны – проводятся исследования, и по их итогам выдается предписание об устранении нарушений. И у собственников дома появляется обязанность проведения мероприятий по энергосбережению, причем за счет самих собственников. Законодатель считает, что, прежде всего, в их интересах повышать класс энергоэффективности, так как впоследствии это поможет им сэкономить значительные суммы на отоплении и электроснабжении.
Далее представители Департамента ГЖИ ответили на вопросы, а также провели индивидуальные консультации для всех желающих.
К сведению
Власти Свердловской области намерены до конца 2020 года пересмотреть нормативы накопления мусора, от которых зависит плата за вывоз ТКО. Для этого губернатор Евгений Куйвашев поручил разработать свою методику определения нормативов.
«В ней будет выделено больше групп потребителей: отдельно будут считаться дома с печным отоплением, отдельно – дома в коттеджных поселках вблизи крупных городов и на удаленных сельских территориях. Мы рассчитываем, что уже в этом году работа будет завершена, чтобы с 2021 года мы использовали новые нормативы», – подчеркнул министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.