Почему в Нижней Туре подъезды не убираются с хлором и можно ли изменить ситуацию?
«Мы не видим, чтобы в наших подъездах велась какая-то санитарная обработка. Да и вообще какая-либо уборка!» – пишут нам подписчики в социальных сетях.
«Забытое место»
Особенно острой эта проблема стала во время пандемии. 3 апреля главный санитарный врач РФ Анна Попова направила письмо в субъекты федерации с рекомендациями по санитарной обработке общественных пространств и мест общего пользования в многоквартирных домах.
«В многоквартирных домах рекомендуется проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования – подъезды, тамбуры, холлы, коридоры, лифтовые холлы и кабины, лестничные площадки и марши, мусоропроводы. Для проведения дезинфекции применяют зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению дезинфицирующие средства в соответствии с инструкциями по применению конкретных средств в режимах, эффективных при вирусных инфекциях».
Рекомендовано работы производить по определенному графику, который должен быть вывешен в подъездах; сотрудники, производящие обработку, должны быть одеты в защитную одежду, работать в перчатках, масках, очках и резиновой обуви.
Поддержит область
На взгляд простого обывателя, невыполнимых требований Роспотребнадзор к управляющим организациям не выставляет. Но в середине мая министр ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов в прямом эфире E1.RU заявил о том, что в каждом пятом подъезде на Урале не проводят надлежащую уборку:
– Нужно честно признаться, что в сметах УК не заложено средств на дезинфекцию подъездов. То, что сейчас проводится, делается за счет экономии денег в зимний период. Частично эти средства переводятся из бюджета, – сказал Н. Смирнов.
А чуть позже тему санитарной обработки подъездов поднял и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев:
– С конца марта еженедельная уборка с дезинфицирующими средствами должна проводиться в большинстве подъездов области. Тем более что только в начале мая на уборку было выделено дополнительно более 68 млн рублей, до этого в бюджете закладывали еще около 30 млн рублей.
Такая трудная простая уборка
Действительно, Нижнетуринскому округу выделены 218 тысяч рублей из средств резервного фонда Правительства области на санитарную обработку МКД. За время пандемии округ впервые получит областную поддержку на эти цели.
Она пока еще не поступила, но, как сказала председатель Комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации НТГО Мария Кузьмина, когда средства дойдут до нас, то их распределят по всем управляющим компаниям и будут четко контролировать их расходование.
А вот хватит ли этих средств, и с какими трудностями сталкиваются УК в условиях, когда и власти, и население требуют от них эту самую санобработку? Поговорить с нами на эту тему согласился Андрей Николаевич Медведев, директор УК «Управдом». Мы также надеемся услышать и мнение директоров других управляющих организаций.
Обязанности возложили, а где средства?
– Что касается уборки вообще, то ее периодичность определяется санитарными нормами. Сухая уборка должна производиться раз в неделю, влажная – два раза в месяц. Их мы обязаны исполнять. Все изменения в регулярности уборки в сторону увеличения или уменьшения определяются в каждом конкретном МКД общим собранием собственников.
А вот что касается дезинфекции общедомового имущества, она не является обязанностью УК, и за отдельную плату может по решению общего собрания быть внесена в договор на управление. По нашему опыту, на это никто не идет. Хотя в Нижнетуринском округе самый низкий в регионе тариф на содержание жилья, и он кардинально не менялся уже несколько лет. Это проблематично для управляющих компаний, ведь цены растут – и на моющие средства, и на запасные части и материалы, необходимые для текущих ремонтов. Что уж говорить о ресурсниках, которые выставляют астрономические счета. Так что управляющим компаниям сегодня приходится выживать.
– Андрей Николаевич, но вот сложилась такая ситуация – Роспотребнадзор говорит: «Санобработку проводить силами УК». И что дальше?
– Если начистоту, считаю, что заниматься обработкой должны специализированные и лицензированные организации, подконтрольные Роспотребнадзору, с четким планом-графиком проведения обработки. У них для этого есть специальное оборудование. Вот это было бы более правильно, чем перекладывать все на компании, в лицензию которых не входит подобная деятельность.
– Администрация НТГО может чем-то помочь вам в этом вопросе?
– С администрацией мы пытаемся найти взаимопонимание, стараемся сотрудничать. Другой вопрос – а где уже администрации взять средства на помощь нам в ситуации с санобработкой? Мы предварительно подсчитали расходы на пару месяцев – вышло порядка двух миллионов рублей. Ведь никто бесплатно не даст средства защиты для работников, никто не купит хлорсодержащие средства, причем разрешенные к применению. Возрастает нагрузка на штатных уборщиков – значит, нужно делать доплаты или нанимать еще людей – тоже затраты. Обязанности возложили, а где деньги?
Замкнутый круг?
– А средства, которые поступят в округ…
– Это капля в море даже для нашего муниципалитета. По расчетам специалистов, разовая дезинфекция многоквартирного пятиэтажного дома, выполненная по всем правилам, стоит 25 тысяч рублей. Вот и считайте. Тем более я вам уже сказал о нашей калькуляции – порядка двух миллионов.
– Министр ЖКХ Смирнов сказал, что управляющие компании делают обработку за счет собственной экономии средств. А если нет экономии, можно перекинуть средства с других статей, запланированных в смете расходов?
– Нет. Это нецелевое использование средств. И любой собственник вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением на должностных лиц управляющей компании. Это уже статья, Административного ли кодекса, Уголовного – в зависимости от размера ущерба. И потом. Управляющая организация, если даже допустить такую незаконную передвижку, на что будет производить другие работы? Латать крыши, менять лампы, убирать придомовую территорию. Все это очень чревато.
– Андрей Николаевич, что же получается, замкнутый круг?
– Конечно, обработку мы производим. За свой счет покупаем дезсредства, маски для работников. Деваться некуда. Будем и дальше продолжать, пока требуется. Другое дело, что люди, насмотревшись новостных репортажей, думают, что мы с утра до ночи обязаны обрабатывать их подъезд, забросив все остальные текущие работы. Видимо, и государство так думает, равняясь на мегаполисы. Там много нового жилого фонда, содержание которого не требует особых расходов, и удается что-то экономить. В маленьких городах такой возможности нет.
Открыты для диалога
– Мы проводили опрос в социальных сетях, и очень много нареканий от жителей, что подъезды не только не обрабатываются, но и вообще не убираются.
– Напомню начало нашего разговора: я назвал нормативы по уборке, которыми мы обязаны руководствоваться и которые входят в тариф на содержание жилья. И все, что жители хотят получить от управляющей организации сверх норматива, должно быть установлено общим собранием собственников и ими дополнительно оплачиваться. Но у нас организовать общее собрание – целая эпопея, и в очной, а тем более в заочной форме.
Ситуации бывают разные: и со стороны нашего персонала недоработки, и жители не всегда стремятся от уборки к уборке поддерживать чистоту. С каждой проблемой при обращении к нам мы разбираемся. Но только если это адекватная претензия, а не сотрясание воздуха. Мы всегда открыты для диалога.
Настройка в ручном режиме
Это позиция управляющей компании. Причем она подтверждается комментарием исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, опубликованном в «Российской газете». Она отметила, что финансовые источники данных мероприятий не были определены, и управляющим организациям предложено изыскать внутренние резервы для проведения санобработки в многоквартирных домах. При этом эксперт подчеркнула, что в действующих сегодня договорах управления не только отсутствует упоминание о частоте санобработки подъездов, но и сами работы.
Как видим, в законодательстве не предусмотрено четкого алгоритма действий ни для властей, ни для управляющих компаний. Настройка процесса происходит фактически в ручном режиме. Будем надеяться, что какой-то разумный выход все же найдется.
Мнения
Недовольных больше
Мы спросили в наших группах в социальных сетях: «Как проводится уборка подъездов в вашем доме?». С 30 мая по 3 июня в опросе приняли участие 360 человек. 27 % проголосовавших считают, что она проводится плохо, а подавляющее большинство участников – 61 % – считает, что она не проводится вообще. Только около 5 % опрошенных довольны работой управляющих организаций по уборке мест общего пользования.
Слово жильцам
Татьяна Батухтина
«В подъезде стали убирать лучше, видела один раз, что протирали перила и пахло хлоркой. Машиностроителей, 15. Надеюсь, что обрабатывают».
Ксения Мичурина
«Ленина, 117 не убирается».
Ирина Манькова
«Ильича, 22. Убирают раз в неделю, последнее время вообще не помню, когда такое событие было. УК «Управдом».
Анна Бородина
«Машиностроителей, 16. УК “Энергетик”. Уборки нет».
Любовь Шаймухаметова
«Ис, Ленина, 47, вообще не убираются. УК “Энергетик”».
Ирина Патрушева
«О какой санитарной обработке вы спрашиваете? Мы не знаем, куда уже относимся, к какой УК! Скорынина, 11. Может быть, скажете вы?»
Наталья Киршенман
«У нас в подъезде по 40 лет Октября, 36 А не убирали больше полугода. Позвонила: пришли, помыли и опять исчезли».
Ольга Пустовалова (Орлова)
«А будут ли проводить санитарную обработку подъездов в двухэтажных домах? Подъезд жильцы моют сами».
Обратите внимание: материалы, опубликованные в газете и на сайте, могут отличаться. Оформить подписку на газету можно, написав по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.