Миссия – педагог
О чем мечтает директор школы и как само учебное заведение становится мотивацией к обучению
Директор школы – мужчина – большая редкость в наше время. Предваряя наше интервью, хотелось бы несколько слов посвятить человеку, отважно возглавившему в 32 года традиционно женский коллектив из более чем 50 сотрудников. Итак: Евгений Анатольевич Спехов, директор, учитель физики и информатики, наставник, уважаемый в сфере образования человек.
Наверное, многое у него получается именно благодаря тому, что он умеет ценить людей, их опыт, к которому постоянно обращается, глубоко уважает коллег. Он добр, обаятелен, зажигателен, мягок в суждениях, но тверд в своих требованиях и требователен прежде всего к себе. Он последователен, креативен, ценит во всем новое и продвинутое, потому так легко вписался двадцать лет назад в облик школы. Он дипломатичен, мудр, хотя и молод. Он очень любит детей и безумно – свою профессию. Он – такой, в каких как раз и нуждается школа.
И в семьдесят лет, как в двадцать
– Евгений Анатольевич, в нынешнем году у школы № 2 юбилей. Какие мысли в первую очередь приходят вам, когда думаете о пройденном ею пути?
– С удовольствием думаю о том, что она и в семьдесят молода и крепка, как десятилетия назад: средний профессиональный стаж педагогов – 20 лет, кадровой текучки никакой, 10 учителей из 31 имеют высшую квалификационную категорию. А у некоторых педагогов связь с родной школой продолжилась после учебы в институте: у Ольги Юрьевны Аптекашевой (начальные классы), Лады Николаевны Еделевой (математика), Андрея Николаевича Бартова (физкультура), Людмилы Викторовны Сергеевой (начальные классы), Екатерины Владимировны Голюдовой (библиотека).
Многие наши выпускники подхватили эстафету преподавания в других школах города, вернувшись после окончания вузов в Нижнюю Туру (Ксения Шалагинова, Юлия Шамрикова и др.) Наша школа была одной из первых, в которой несколько лет проводился ЕГЭ (с 2000 года), в настоящее время мы продолжаем создавать условия для всех выпускников городского округа для сдачи ЕГЭ.
Они были первыми
Конечно же, вспоминаются времена становления школы. Первым директором семилетней школы № 8 (так 70 лет назад нумеровалась школа № 2) была Антонина Потаповна Фролова, ее помощником, завучем – Мария Алексеевна Наумова. В помещении было всего 10 классных комнат. Учительский коллектив состоял из 18 человек, из них с высшим образованием были всего трое. Первые учителя: В. И. Заусова, Г. А. Заборовская, Н. Н. Мячина, З. С. Галкова, Е. И. Рыбина, А. Т. Чуркина, В. Г. Канзаева, А. Н. Богатырева, Е. М. Москвина, Е. М. Шубина, В. Д. Волкова, В. С. Юсова, Т. Н. Истомина, В. А. Абрамова, А. Н. Торовина.
В 1950-е годы школой руководили Екатерина Кузьминична Панфилова, Раиса Федоровна Шляхтина, Людмила Германовна Афонина. С 1955 года по 1961 год школу возглавил Валерий Михайлович Соловьев, а завучем работала Людмила Ильинична Кириченко. В 1958 году прибыл Николай Дмитриевич Крупин, бессменный военрук.
Все эти люди сделали школе имя, заложили крепкую профессиональную базу, а пришедшие следом – Л. И. Кириченко, Л. А. Тиунцова, Л. П. Овчинникова – сохранили традиции и продолжили все лучшее. За 70 лет состоялось около 50 выпусков.
Сегодня, оглядываясь на пройденный мною, пока еще десятилетний, директорский путь, пережив моменты радости и огорчений, побед и разочарований, я безмерно благодарен всему коллективу школы за доверие, за помощь, за взаимопонимание. И если говорить о сегодняшних моих коллегах в превосходной степени, то надо говорить обо всех, чтобы никого не обидеть и не забыть. Ограничусь фразой: я горжусь своими коллегами!
Здесь интересно учиться
– Новые условия, в которых сейчас работает школа, привлекли дополнительный контингент?
– Думали, наоборот, переедем на горку – потеряем часть учащихся. Ничего подобного: наполняемость старой школы составляла 415–420 учащихся (а начиналась вообще с 200), сейчас – 470. Мы впервые за последние пятнадцать лет открыли три первых класса.
Популярность нашей нынешней школы вполне объяснима: великолепные, оснащенные учебно-лабораторным оборудованием кабинеты, свет, воздух, чистота и простор, большой спортзал с тренажерами и уникальный стадион с тремя полупрофессиональными беговыми дорожками, прыжковой ямой, футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками, воркаутом. Все это, несомненно, привлекает и помогает выполнять одну из главных задач: поддержание и развитие хорошего здоровья у школьников. И многое удается, если вспомнить многочисленные победы учащихся в спортивных соревнованиях самого различного уровня. Мы – в лидирующих позициях по сдачам норм ГТО, а это, согласитесь, весомое достижение. Детям интересно, да и престижно учиться у нас.
Кстати сказать, в нашей школе мы успешно реализуем все современные требования Министерства просвещения РФ. В период пандемии продолжаем работать дистанционно на уровне основного общего образования, совместно с детьми используем электронные ресурсы, ресурсы глобальной сети Интернет на любом уроке. Так что мы в уверенном онлайн-общении с учащимися.
Педагог – центр вселенной
– У школы есть профилизация?
– Престиж школы, разумеется, это уровень преподавания. Углубленного преподавания. В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта классы у нас универсальные. Но вариативно элементы профилизации мы активно реализуем: со всеми желающими проводим дополнительные занятия по отдельным предметам, избранным ребятами. А благодаря тому что профессиональный уровень педагогического состава высок, работают педагоги добросовестно и качественно, то такие занятия, как и каждодневная работа в целом, дают прекрасные результаты.
И потом, целью воспитания является и развитие самой личности школьника, способной к творческому самовыражению, к активной творческой позиции в самореализации и самоопределении в учебной и профессиональной деятельности. И педагог здесь – центр вселенной, ведь педагогика – не просто профессия, это – миссия.
К слову, в школе организовано ученическое самоуправление, которое обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Органом управления является Совет обучающихся, куда входят по 2–3 представителя от коллективов 5–11 классов.
Отличники – наш результат
– Результаты – это в первую очередь отличники. Расскажите о них.
– Наша школа всегда славилась медалистами. Всего за годы работы школы выпущено 92 выпускника, награжденных медалью «За особые успехи в учении». Но в нынешнем году у нас их всего два. Однако каких! Медаль «За особые успехи в учении» получили Денис Микрюков, бессменный победитель многих олимпиад школьного курса, а также областных и всероссийских интеллектуальных состязаний, обладатель золотого значка ГТО, и Лада Шипиловских. Лада поступила в Уральский федеральный университет имени первого президента РФ Б. Н. Ельцина на факультет, связанный с нанотехнологиями в области естествознания, на бюджетной основе. У нее самый высокий балл среди всех выпускников города в профильной (не в базовой, заметьте) математике.
Что же касается Дениса, это просто универсальный, всесторонне развитый парень. Учеба у него шла на отлично по всем предметам школьной программы без исключения. Его заметили, пригласили без вступительных экзаменов в Голицынский пограничный институт ФСБ.
О наших медалистах, светлых головах, могу говорить бесконечно. Это очень приятно. Ведь вы правильно заметили: они – наш результат.
Делать что-то вместе
– Евгений Анатольевич, а как организована сейчас повседневная жизнь в школе?
– Как, наверное, и в других образовательных организациях округа, учащихся, педагогов, их родителей, шефов школы объединяют совместные мероприятия. Это праздник первого звонка, День учителя, «Голубь мира», «Посвящение в пешеходы», «Осенний бал», новогодние праздники, День матери, 8 Марта, муниципальный фестиваль «Танцы народов мира» – кстати, два года подряд наши дети занимают на нем 1 место, семейные эстафеты, встречи с ветеранами к 9 мая и 23 февраля. Каждый классный коллектив постоянно посещает ветерана, закрепленного за ним, оказывает посильную помощь, посещает детский дом, старшеклассники ежегодно принимают активное участие в митингах и патриотических акциях у городских памятников. Проводятся конкурсы стенгазет и рисунков, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, военизированная игра «Зарница». В школе функционирует отряд юных инспекторов движения, дружина юных пожарных (ДЮП).
Людмила Арсеньевна Тиунцова, будучи директором нашей школы, в свое время наладила серьезные шефские связи с рабочим коллективом НТГРЭС. В этом ей посодействовала председатель профкома станции Людмила Иннокентьевна Ковалева. Партнерство до сих пор в силе и приносит большую пользу.
Да, сейчас активности и массовости поубавилось из-за пандемии. Но мы верим: эта беда ненадолго, придут хорошие времена.
Мы не подведем
– Какой вам видится школа будущего? О чем мечтаете?
– На мой взгляд, школа будущего – это полная и непременная оснащенность высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условия для занятий спортом и творчеством. В эпоху высоких технологий, быстрого внедрения научно-технического прогресса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества, ступенькой для уверенного шага в будущее.
А мечта… Хочется, чтобы в нашем обществе школа и труд педагога больше ценились и были более защищенными. А мы, педагоги, не подведем.
Хочу поздравить любимый коллектив дорогой моей школы № 2, наших ветеранов педагогического труда, учащихся, их родителей, сотрудников Управления образования администрации с юбилеем! От души пожелать всем здоровья, оптимизма, веры в будущее! Будем и в дальнейшем гордо нести имя второй!