Почему не хватает врачей и можно ли преодолеть кадровый голод?
В каких специалистах нуждается Нижнетуринская больница? Каковы перспективы у нашей медицины? Об этом мы поговорили с и. о. главного врача Ларисой Леонидовной Лавринайтис.
Одни за всех
По словам Ларисы Леонидовны, сейчас в Нижнетуринской ЦГБ работают всего 38 врачей. 16 из них – это внешние совместители, штатные доктора больниц Качканара, Нижнего Тагила и Лесного.
Из-за нехватки кадров медучреждения часто вынуждены обмениваться сотрудниками. Порой один доктор работает сразу в трех больницах и городах.
– На пяти педиатрических участках ЦГБ сейчас всего два доктора. А на девять терапевтических участков приходится лишь три врача. На всю больницу – один-единственный реаниматолог. Докторам приходится нелегко: в медучреждение стекается весь поток людей из близлежащих населенных пунктов, – комментирует ситуацию Лариса Леонидовна.
Без отпусков и выходных
Чтобы полностью укомплектовать штат, ЦГБ понадобилось бы еще минимум 20–25 медицинских работников: три педиатра, шесть терапевтов, шесть фельдшеров, реаниматолог, анестезиолог, хирург и пр.
Не добирают больницы и фельдшеров скорой помощи. Сейчас в некоторые бригады ЦГБ входит всего один человек, который самостоятельно справляется со всей маршрутизацией и документами.
– В условиях коронавирусной инфекции, когда фельдшеры чаще выезжают на вызовы, имеющихся у нас двух-трех бригад не хватает. Мы вынуждены вызывать медиков из отпусков, просить выйти во время выходных, потому что не можем оставить город без скорой помощи, – рассказывает Лариса Леонидовна.
Госпрограммы в помощь
С нехваткой кадров в медицинской сфере власти и руководство больниц намерены справляться с помощью целевого распределения, лучшего оснащения сельских больниц, поддерживающих госпрограмм и телемедицины.
– Целевое распределение действительно могло бы отчасти решить кадровую проблему, но здесь не все так просто, – поясняет Лариса Леонидовна. – Сейчас по договору с ЦГБ о целевой подготовке учатся два человека. Но было немало случаев, когда даже эти несколько человек отказывались от учебы на 3 курсе, приходили и возвращали деньги. Многие после вуза уходили в частные медорганизации или вообще в другие сферы.
Помимо бесплатного обучения в вузах, медикам обещают бесплатное жилье, льготы на оплату коммунальных услуг, ежегодные премии («За верность профессии», «Бескорыстное и самоотверженное служение людям» и другие с выплатами от 160 до 270 тыс. рублей) и многочисленные меры господдержки.
Мера временная?
Врачей в небольшие населенные пункты пытаются привлечь по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Приехавший работать в город или поселок с населением менее 50 тысяч человек врач получает единовременную выплату в 1 млн рублей, а фельдшер – в 500 тыс. рублей.
Эта мера действительно привлекает медиков в села на какое-то время (на те же положенные на отработку по госпрограмме 5 лет), но потом они уезжают. Ведь работа в селах не из легких.
Например, фельдшер в отдаленных поселках зачастую работает на ФАПе в одиночку. Он и акушер-гинеколог, и педиатр, и офтальмолог, и терапевт, и травматолог. Конечно, такой специалист и быстрее нарабатывает пенсионный стаж, потому что тяжело трудится «на передовой».
Легче не становится
В современных больших больницах работать проще: в них есть все специалисты и многие процессы автоматизированы. В маленькой больнице нет новейшего оборудования, там надо «слушать пациента ухом» и «прощупывать руками».
И даже несмотря на то, что регионам сегодня выделяют больше средств на оснащение больниц и расширение автопарка, работать легче не становится.
Телемедицина во спасение
Еще одним решением кадровой проблемы и настоящим спасением для маленьких городов и сел может стать развитие телемедицины. Уже сейчас во всей Свердловской области практически у каждой больницы имеется минимум одна телеточка.
Даже в очень отдаленных территориях один-единственный фельдшер может консультировать пациентов сразу из нескольких населенных пунктов дистанционно. Количество телеточек со временем планируется только увеличивать.
Комплексное решение
Почему, несмотря на многочисленные меры поддержки, больницы в малых городах и селах испытывают кадровый голод?
Сложная ситуация сложилась по ряду причин. Молодые специалисты предпочитают жить в больших городах и трудиться в современных больницах. Большой объем работы в сельских больницах, необходимость взваливать на себя ряд дополнительных обязанностей, работать по совместительству и на износ – малопривлекательный фактор. Тем более за относительно небольшую для начинающего специалиста зарплату.
Не менее важно, что престиж профессии из-за отношения общества к врачам из поликлиник сейчас значительно снижен. Врачей часто воспринимают как обслуживающий персонал, который обязан во всем угождать пациенту и отвечать за такие факторы, как длинные очереди, сроки готовности анализов и прочее.
Конечно, все меры для привлечения медиков в небольшие населенные пункты будут работать лишь комплексно, а не по отдельности. При этом стоит понимать, что малые города никогда не будут так же привлекательны, как большие. Различные госпрограммы и меры поддержки повышают их ценность, но остается еще то, на что повлиять очень сложно – это желание самих докторов жить и не щадя сил работать ради людей в небольших населенных пунктах, отказавшись от мечты о больших перспективах.
В ближайшие годы в малых городах и селах будут очень востребованы терапевты, педиатры и фельдшера. Уже сейчас очень не хватает реаниматологов и анестезиологов – «закрыть» отсутствие таких узких специалистов очень тяжело.
По данным Росстата, средняя зарплата врача в Свердловской области в 2021 году составила в федеральных учреждениях 76 583 рубля, в муниципальных – 42 242 рубля. Но средние значения часто не отражают реальный уровень оплаты труда.
Если вы хотите получить целевое направление в медицинский вуз, вам нужно обратиться в отдел кадров НТЦГБ. Телефон: 8 (34342) 2-41-06. После окончания обучения обязательным условием является работа в НТЦГБ в течение не менее 3 лет