Нижнетуринец Вячеслав Орлов рассказал о поиске кавалеров ордена Славы и неточностях в Книгах Памяти
Председатель Нижнетуринского отделения российского Союза ветеранов Афганистана (РСВА) Вячеслав Орлов увлекается историческими исследованиями. Он собирает информацию, связанную с историей родного края и участниками Великой Отечественной войны.
Орденоносцы Славы
В 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе активистов, входящих в Совет ветеранов НТМЗ, было решено увековечить подвиг нижнетуринских фронтовиков и установить на горе Шайтан памятник «Солдатская Слава».
Монумент был установлен в честь 27 героев, награжденных орденом Славы – самой народной воинской наградой, которой удостаивали в основном простых солдат, рядовых, сержантов, старшин и младших лейтенантов авиации. Вручали орден за личный подвиг и отвагу в боях.
В 2003 году списки героев официально пополнились – в книге «Нижнетуринцы в боях за родину: ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, вернувшиеся с фронтов» были записаны имена уже 84 орденоносцев Славы. Однако это далеко не все герои.
Неизвестные имена
Тысячи имен фронтовиков остаются неизвестными до сих пор. В Книги Памяти и на мемориальные доски попадают единицы – те, о ком сохранились записи в бумажных документах. До сих пор многие архивы, включая наградные документы, остаются засекреченными и недоступными для изучения.
По словам Вячеслава Орлова, за примерами далеко ходить не надо. В Нижней Туре жил ветеран Леонид Афанасьевич Роман, который много лет возглавлял ДОСААФ и не раз появлялся на значимых мероприятиях в парадном мундире с орденом Славы.
Но найти о Леониде Афанасьевиче информацию в общедоступных архивах и поисковых системах невозможно. Ветеран некогда служил в НКВД, был комендантом. Информация о таких людях до сих пор закрыта.
Роковые ошибки
Вячеслав Николаевич – один из тех людей, кто скрупулезно изучил ставшие общедоступными списки награжденных орденами Славы, проверил их через базу Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО) и увидел серьезные неточности.
Так, в Книге Памяти «Нижнетуринцы в боях за родину» были указаны имена только тех фронтовиков, которые вернулись с войны. А тех, кто погиб в боях, кто уехал с родной земли, пропал без вести или умер в послевоенное время, не учитывали.
Другие фронтовики и вовсе попали в списки кавалеров ордена Славы по ошибке. Об этом Вячеслав Николаевич узнал, когда начал проверять награжденных в базе ЦАМО.
Объяснение этому есть и связано оно с процедурой представления бойца к награде. Сперва командир писал представление с просьбой удостоить фронтовика какой-то определенной награды, например ордена Славы. А наградной комитет мог пересмотреть это прошение и присвоить бойцу совершенно другой орден или медаль. И тогда в разных документах содержались разные сведения – они и путали составителей списков.
Спешка – вредитель точности
Еще один досадный факт – списки фронтовиков для Книги Памяти «Нижнетуринцы в боях за родину» формировались в спешке, так как издание нужно было успеть выпустить к очередной годовщине Великой Отечественной войны. Отсюда не только неверные данные относительно награжденных, но и множество допущенных ошибок в написании имен, отчеств и фамилий.
– Очень много проблем при поиске фронтовиков в базе ЦАМО появляется из-за искажения одной или нескольких букв в персональных данных, неправильно записанного отчества или фамилии. И по базам это уже другой человек. Помню, как много времени я потратил на поиск информации о воевавшей женщине-снайпере Изместьевой Ирине Дмитриевне. На фронте ее знали под девичьей фамилией, а в Книге Памяти записали под фамилией мужа, – поясняет Вячеслав Николаевич.
Помимо всего прочего, в Книгах Памяти и в документах можно зачастую увидеть ошибки в присвоении степеней орденов Славы. Например, указано, что человек является обладателем единственной награды – ордена Славы второй степени. Но это невозможно, так как сперва присуждается орден третьей степени, потом второй, а после него и первой. Такие ошибки были допущены из-за того, что к подготовке Книги Памяти не привлекались специалисты.
Забвению не подлежит
Вот уже несколько лет исправлять неточности и пополнять списки новыми именами героев Вячеславу Николаевичу помогают члены местного отделения РСВА, а также ребята из военно-патриотического клуба «Русичи».
Сейчас в обновленных списках уже 430 нижнетуринцев, награжденных орденом Славы. Из них 21 человек погиб, шесть пропали без вести, семь умерли от ран во время войны. Для каждого бойца исследователи создали электронную папку, в которую поместили отсканированные архивные документы: наградные листы, приказы, постановления Президиума Верховного Совета о награждениях, фотографии воевавших и пр.
Всю собранную информацию члены местного городского отделения РСВА предоставили Нижнетуринскому совету ветеранов и Нижнетуринскому краеведческому музею.
Судьба солдата
У каждого награжденного орденом Славы своя уникальная история. Вячеслав Николаевич знает и помнит много историй и судеб бойцов: как поистине героических, так и до нелепости трагических.
– Я читал документы об одном ветеране, нашем земляке, награжденном орденом Славы III степени – его по ошибке, не разобравшись, застрелил часовой из соседней части. Или вот еще случай. Эшелон с молодыми бойцами разбомбили почти сразу же, солдаты даже до фронта не доехали. Один из них выжил, но стал инвалидом – ему сильно покалечило ноги. Он так и остался жить в деревне, брал работу по силам – ухаживал за лошадьми.
Военный комиссар РВК в 1957 году написал представление, мол, есть солдат, который не воевал и немцев не видел, но пострадал от них. Выполнял свою работу на конюшне на протяжении многих лет честно и добросовестно, хотя в плане боевых подвигов ему похвастаться и нечем. И просил наградить ветерана-инвалида медалью «За боевые заслуги». И наградной комитет, рассмотрев прошение, наградил солдата орденом Славы III степени, – рассказывает Вячеслав Орлов.
Важно для будущих поколений
– Я планирую записать всю найденную информацию о ветеранах войны на диски. Также есть идея создать электронную версию Книги Памяти. Сейчас в областной Книге Памяти в разделе по Нижней Туре указано, что погибли и пропали без вести около 5 тысяч человек. Но это неверно. Только по моим подсчетам на настоящий момент это более 5,5 тысячи фронтовиков, – рассказывает Вячеслав Орлов.
К слову, новую информацию о ветеранах удается найти не только в архивах.
– Я также изучил места памяти и собрал данные о фронтовиках в деревнях Именная, Выя, Платина, Новая Тура, – отмечает Вячеслав Николаевич. – Помню, как меня поразило, что в поселке Платина на памятнике в честь ветеранов, погибших во время Великой Отечественной войны, числились всего восемь имен. Примерно столько же на памятнике в Вые. Конечно, их не может быть так мало. По моей информации, в Именной всего ушли на фронт более 150 человек. Из них погибли и пропали без вести более 50.
К сожалению, сейчас в поселках нет ни одного живого ветерана, очевидца событий. Поэтому я с единомышленниками просто формирую списки из имен и фамилий, продолжая изучать архивы. Правда, пока не знаю, что с этими списками делать. Если за зиму мы успеем достойно подготовить расширенную информацию, то на следующий год передадим ее председателю поселкового совета, чтобы местные знали своих ветеранов.
Орден Славы – военный орден, учрежденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. Орден имеет три степени, высшей из которых считается первая.