Чем в конце 1990-х нижнетуринцам помешали снаряды для дрессировки собак
В конце 1998 года на Шайтане были установлены сооружения для дрессировки собак. Эта тема на страницах нашей газеты тогда бурно обсуждалась.
Разрешили на словах
Обсуждение темы началось с вопроса читателей, кто разрешил установить на Шайтане деревянные сооружения для дрессировки собак.
В номере газеты «Время» от 25 декабря 1998 года был дан ответ архитектора администрации Олег Могиленских:
«Официальное разрешение Нижнетуринскому клубу собаководства выдано не было. От имени этого клуба в отдел архитектуры обратился частный предприниматель с просьбой предоставить земельный участок для дрессировки собак из клуба собаководства. Мной было дано устное разрешение на оборудование для этих целей земельного участка на Шайтане.
Собаководы занимаются только в вечернее время, когда лыжники уже откатались. Были жалобы от родителей, что якобы собаки бросаются на детей, но на Шайтане выгуливают и собак, не относящихся к клубу собаководства.
Скорее всего, будем подыскивать другое место для дрессировки собак, но это вопрос времени».
Когда закончится безобразие?
Однако такой ответ архитектора нижнетуринцев не устроил. Вернее, не устроил ту часть горожан, которая была настроена против дрессировки собак на Шайтане.
Уже в 1999 году со страниц газеты звучали такие мнения.
«Неужели нет другого места для выгула собак, зачем использовать для этого зеленую зону Шайтана?»
«Предполагаю, что по весне, когда растает снег, этот участок, где часто гуляют нижнетуринцы, станет рассадником нечистот и, следовательно, различных инфекций».
А одна жительница Нижней Туры рассказала «душераздирающую» историю об испорченной прогулке:
«8 января во второй половине дня на спортивных снарядах, построенных на Шайтане, мужчина обучал большую собаку. Собака была на поводке, хозяина не слушалась, и он ее бил.
Когда мы проходили мимо, она страшно рычала на нас. Затем нам повстречалась женщина с овчаркой. Собака была без поводка и подбежала к нам. Мы замерли.
"Она не кусается", – сказала хозяйка, но нам от ее слов было не легче. Прогулка, конечно, была испорчена. Хочется узнать, когда же кончится это безобразие».
Не сдавайтесь!
Не остались в стороне и защитники животных. (И, если честно, лично у меня их позиция вызывает больше симпатии и уважения. Хотя к собаководам я не отношусь и близко).
«Мне уже достаточно много лет, у меня взрослые дети и, конечно же, рядом добрый друг – собака. В начале восьмидесятых годов, когда у меня была овчарка, мы занимались на зольном поле. И это тоже вызывало много споров. Даже такого места было жалко для братьев наших меньших.
Я была на этой дрессировочной площадке. Какие разные и красивые собаки! В воспитании их нужна и строгость, и ласка – и все это я там видела. Не мешать, помогать нужно этим ребятам!
Кстати, там занимается не только молодежь, но и люди взрослые. Каждые выходные я там гуляю – и ни разу на меня не налетела ни одна собака. При приближении посторонних людей владельцы подзывают животных к себе, многие собаки работают в намордниках.
Хочу обратиться к собаководам и дрессировщикам. В нашей стране, в нашем городе все хорошее сначала обливается грязью. Не сдавайтесь! Я думаю, меня поддержат многие горожане!»
Проблема на пустом месте
Вот мнение еще одной читательницы:
«Проблема-то возникла на пустом месте! В нашей семье нет собаки, но сколько же можно терпеть нападки на собаководов! Прекратите их травлю! Почему никого не беспокоит человеческий мусор, которого горы на Шайтане – и презервативы, и, извините, прокладки, и шприцы. Это, вы считаете, нормально?
Ненависть к животным сначала, ненависть к человеку потом. Это все взаимосвязано. Подумайте, каких детей могут воспитать собаконенавистники! Как они живут с такой злостью в душе, непонятно».
Постскриптум
Свое мнение высказала и корреспондент «Времени» Наталия Томилова: «Не надо отделу архитектуры подыскивать другое место для обустройства дрессировочной площадки, ибо, где бы она ни была, всегда найдутся недовольные и противники, всем без исключения никогда не угодишь. И к дрессировщикам, хоть я их и не знаю, хочу обратиться. Спасибо вам за труд, вы взялись за нужное дело!»
Убить в зародыше
В продолжение темы хочется привести еще одно мнение, прозвучавшее со страниц газеты в 1999 году.
«Каждый владелец крупной собаки ставит цель – воспитать защитника. Но без квалифицированного руководителя трудно достичь желаемого результата – может получиться злобная, неуправляемая собака, действительно представляющая опасность для окружающих.
Так всем же лучше, если владельцы собак будут обучать их с помощью профессионалов! А для этого нужно место! Где прикажете его отвести? За 50 километров от города? Или на центральной площади? <…>
До чего люди злы! Дай любой повод выплеснуть свою ненависть! Никогда наша страна не будет жить хорошо, потому что любое начинание убивается в зародыше. И всегда найдутся борцы с пеной у рта и дубиной в руках, которые, невзирая на интересы и желания других, отстаивают свои взгляды: "Я тут гуляю, и я не хочу, чтобы здесь ходили собаки, поэтому их надо всех уничтожить!"
Вот их идеология: "Мне этого не надо!"»
Клуб собаководов
А ведь в советский период в Нижней Туре существовали славные традиции собаководства. Так, действовала секция служебного собаководства. Много лет ею руководил Борис Павлович Пугачев. Проводились смотры, выставки собак, участие в которых принимали не только нижнетуринские собаководы.
«На малом корте стадиона стояли дрессировочные снаряды: бумы, лестницы, барьеры, – писала наша газета в 2011 году. – По воспоминаниям собаководов, в секции было много молодежи, а некоторые ребята, воспитав пса, уходили с ним на службу в Вооруженные силы.
Стать владельцем породистой собаки в те годы было непросто. Прежде чем завести щенка (за которым нужно было отстоять длинную очередь), человек должен был пройти техминимум и изучить методы дрессировки».
История одного фото
Летом 1999 года на городском стадионе проходила выставка собак. На фото немецкая овчарка Алмаз (владелец – Анна Драчева) проходит задание на задержание / Фото из архива редакции газеты «Время»
В день города в 1988 году в Нижней Туре на стадионе проводился смотр охотничьих и декоративных собак (на фото). Наша газета тогда писала:
«Приехали к нам представители Нижнетагильского клуба собаководов. На футбольном поле установлена полоса препятствий (судейская). Участники с питомцами поочередно выходят на поле, отдают рапорт главному судье смотра Б. П. Пугачеву.
После нескольких упражнений на месте собака должна преодолеть барьер, пройти по лестнице, по бревну. Азарт болельщиков сменяется собачьим гвалтом. Это четвероногие откликнулись на реакцию собаки, выполняющей команду по задержанию нарушителя.
На завершающем этапе "собачья братия" собралась в парадной экипировке: наиболее знатные имеют не по одному ряду медалей – им сегодня очередные дипломы и медали».
С 1998 по 2001 годы в Нижней Туре существовал клуб собаководов «Друг». Его по очереди возглавляли Александр Хохлов, Виталий Наумов и Анна Драчева. В клубе состояли 16 человек
Как рассказала Анна Драчева, площадку для дрессировки собак на Шайтане в октябре 1998 года: построили собаководы клуба «Друг». «Площадку возводили своими силами. Но позже ее кто-то сжег. Остался только бум»