От ветхих бараков – до современных корпусов, от студента-медика – до первоклассного хирурга
С его именем связаны лучшие годы Нижнетуринской больницы. А возглавил он ее спустя всего четыре года после окончания медицинского вуза.
О первых наставниках, беспокойных праздниках, строительстве новых корпусов, признании успехов на уровне страны и причинах увольнения – воспоминания Георгия Александровича Марченко.
Способности организатора
Родился Георгий Марченко на Украине, в городе Коммунарске. В 1960 году окончил лечебно-профилактический факультет медицинского института в Ростове-на-Дону и вместе с супругой был направлен на работу в Исовскую больницу.
«Поселок оказался хорошим, больница развивалась, – вспоминал Марченко. – Год я работал хирургом, а затем был назначен на должность главного врача. Увидели во мне организаторские способности.
В 1964 году возглавил Нижнетуринскую медсанчасть ГРЭС электроаппаратного завода, ставшую впоследствии центральной городской больницей».
Все праздники на работе
«Работал я всегда по совести и с душой. Хирургию любил. В больнице сутками находился. Не было у меня тогда ни одного спокойного праздника. Только сядем за стол – звонят. Привезли очередного тяжелого пациента.
Люди поступали к нам и с ранением в сердце или легкое, и с черепно-мозговыми травмами. Иногда буквально с того света приходилось пациентов вытаскивать.
Женщины, опять же, "любили" рожать под Новый год. А я, как ведущий хирург, обязан был присутствовать на всех сложных родах. Кесарево сечение исключительно на мне лежало. Внематочную беременность оперировал. Случались выезды в поселок Ис, в Качканар».
«Так я стал профессионалом»
«Началась моя карьера в поселке Ис. Я учился хорошо, считал себя практически готовым специалистом. Но меня на место быстро поставили. В поселке Ис работала медсестра, благодаря которой понял, что диплом – это только начало профессионального пути.
Медсестра – бывшая фронтовичка, всю Великую Отечественную войну работала в госпитале. Она многому меня научила. Показала, как обрабатывать раны, делать перевязки, многое другое. Я ей очень благодарен.
А когда я был переведен в Нижнетуринскую медсанчасть, моим наставником стал Владимир Александрович Беркутов. Он был ведущим хирургом в городе Лесном и работал у нас по совместительству.
Мы с ним быстро сошлись и работали, понимая друг друга с полуслова. Я готовил сложные случаи и ассистировал ему. Затем, когда посчитал, что набрался опыта, сам стал руководить процессом. Так я и стал профессионалом».
Условия для пациентов
«Одновременно с функциями хирурга я исполнял обязанности главного врача. Наша больница в те годы, честно скажу, была на достаточно низком уровне развития. Здания ветхие, холодные, сырые. Держать в них тяжелых больных не представлялось возможным. Да и просто стыдно было людей в такие условия помещать…
Начал с организации лабораторий. Затем открыли пункт переливания крови, внедрив в том числе прямое переливание. Доноров было много, даже развивать движение не пришлось – люди сами приходили.
В 1974 году построили четырехэтажное типовое терапевтическое здание.
Первый этаж оборудовали под родильное отделение. Впервые у нас появилось неврологическое отделение, а терапию разбили на два направления – гастроэнтерологию и кардиопульмонологию.
Нужно было решать вопрос с хирургией. Изжил себя и корпус поликлиники: кабинеты использовались в три приема.
Так или иначе удалось решить все поставленные задачи. Я в то время был избран народным депутатом СССР, и этот мой статус помог открыть многие двери...»
Медицина – на уровне
«Больница развивалась в профессиональном плане. Укомплектованность врачами и средним медперсоналом составляла 100 %. Мы открывали курсы для санитарок, желающих повысить свой профессиональный статус, отправляли на учебу в столицы врачей.
Нашу работу отмечали как на областном уровне, так и на уровне страны. Мы занимали первые места в соцсоревнованиях, числились на хорошем счету.
Являясь ведомственной организацией, поставили на нужный уровень диспансеризацию. Помню, даже ездил с докладами в Москву, объясняя коллегам, как добиться низкой заболеваемости среди работников промышленных предприятий...»
Кадры решают все
«Коллектив у нас был очень сплоченный, этого не отнимешь, – вспоминал Георгий Марченко. – Молодежь и ветераны отлично ладили между собой. Жили мы всегда дружно, на праздники устраивали выезды на природу, концерты. Сейчас, конечно, многое утеряно».
Ушел осознанно
О причинах своего добровольного увольнения Марченко говорил:
«Нездоровая тенденция в нашей сфере началась в начале 90-х годов. Была перестройка в стране.
Нам в те годы обещали двустороннее финансирование: местное и страховое. Первое в итоге не состоялось, а второе гарантировало от 30 до 60 % от затраченной на каждого пациента суммы. Это была капля в море. Времена наступили очень сложные. У нас не было средств на хозяйственные нужды. На оборудование. Мы с трудом сводили концы с концами, едва выкраивая деньги на зарплату сотрудникам и хоть какое-то питание для больных...
А в 1995 году я уволился. Пошел на этот шаг сознательно, как бы трудно мне ни далось это решение. Я работал в Нижнетуринской больнице 31 год. Вложил в нее всю свою жизнь. Смотреть, как все летит в никуда, не было никаких сил. Но хирургическую практику еще несколько лет вел: сложно бросить дело, которое искренне любишь...»
«Таким должен быть главный врач»
Очень тепло Георгия Александровича вспоминают его коллеги, работавшие под его началом.
Людмила Николаевна Чупрова, заведующая неврологией:
– К Георгию Александровичу можно было обратиться с любым вопросом. Будучи хирургом, он отлично разбирался и в других направлениях медицины, а молодежь всегда брал под свое покровительство.
Мы это очень ценили. Особенно когда приходилось дежурить – нас «разбрасывали» по всей больнице, вне зависимости от профиля. Помню, какой ужас испытала, впервые попав в родильное отделение. Но наш главный врач держал ситуацию под контролем. Ровно в два часа ночи раздавался телефонный звонок: «Что в моем царстве-государстве происходит?» – интересовался Георгий Александрович. После этого становилось спокойнее.
Он был очень строгим, справедливым, мог найти выход из абсолютно любой ситуации. Таким и должен быть главный врач, я считаю.
Все в интересах больницы
Людмила Владимировна Зайцева, заместитель главного врача по АХЧ:
– Георгий Александрович, нужно отметить, удивительный человек. Скромный в личных потребностях и предельно требовательный, когда речь шла об интересах больницы.
Я как-то пыталась пересадить его в новенькое кожаное кресло, а он приказал убрать его
вон из кабинета. Шторы повесила – приказал снять. Не любил он лишнего. Считал, что кабинет его – дело второстепенное, главное – работа. И был всегда очень строг.
Благодарим Галину Рачеву, бывшего главного врача Нижнетуринской городской стоматологии, за предоставленные материалы
Георгий Марченко: «И отдушина у меня была на случай крайней усталости – рыбалка. Сядешь со спиннингом на берегу, расслабишься… А вечером снова в больницу»