Легендарный директор Нижнетуринского машиностроительного завода Евгений Карпов вспоминает о том, как продукция предприятия напугала американцев
Почему мирная продукция нижнетуриниских машиностроителей однажды чуть не привела к международному скандалу? Об этом рассказывает Евгений Александрович Карпов, директор НТМЗ с 1959 по 1994 год, Почетный гражданин Нижней Туры.
Почтовый ящик 58
До начала перестройки деятельность атомной отрасли – Средмаша – была строго засекречена. И в том числе принадлежность предприятий, институтов, строительных организаций и так далее к этой отрасли.
Эта норма распространялась и на НТМЗ, и до 1966 года завод числился как п/я 58. Контроль за соблюдением режима секретности систематически осуществлялся вышестоящей организацией, а также отделом КГБ по г. Свердловску-45 и отделом режима ЭХП.
За Нижней Турой был закреплен старший уполномоченный отдела КГБ, он продуктивно контактировал с директором НТМЗ. Директор, например, узнал, что в коллективе трудились несколько человек, которые в начале Великой Отечественной войны оказались на временно оккупированной территории СССР и не по своей воле были привлечены немцами в хозяйственно-охранные структуры.
Но они не участвовали в преступлениях против человечества и после освобождения из оккупации были призваны в ряды Красной Армии, участвовали в боях и были награждены правительственными наградами. Фамилии этих людей остались исключительно в памяти директора, и они продолжали трудиться на заводе.
В интересах народного хозяйства
Атомная отрасль, помимо основной задачи – создания ракетно-ядерного щита Родины, очень масштабно и рационально работала в интересах народного хозяйства страны. Строительство и эксплуатация АЭС, атомные ледоколы, производство удобрений и гербицидов для сельского хозяйства, производство редкоземельных металлов, изотопов для медицинской радиологии и сердечных клапанов, изготовление оборудования для переработки молока.
Да что там говорить: в производственной программе НТМЗ наряду со специальным и наукоемким оборудованием выпускалось около 50 % оборудования общегражданского назначения. Но перейдем к сути повествования.
Первый крупный габарит
На химическом комбинате – структурном подразделении Средмаша – в городе Днепродзержинске Украинской СССР создавались мощности по производству эффективного удобрения из отходов (хвостов) двойного суперфосфата. И НТМЗ получил заказ на изготовление технологического оборудования. В том числе первого для завода крупногабаритного изделия – каплеуловителя.
К этому времени (началу 1980-х) организационно-технический и квалификационный уровень завода позволял изготавливать такое оборудование. В короткие сроки провели техническую подготовку производства и механосборочный цех № 2 приступил к изготовлению нового для них изделия из нержавеющей стали, осваивая новые технологические приемы. В заданные сроки и с высоким качеством каплеуловитель был изготовлен и отправлен заказчику.
Скандал вместо похвалы
С чувством хорошо исполненного долга доложили в министерство в надежде получить какие-нибудь «плюшки». Не тут-то было: недели через две в кабинет директора с озабоченным видом вошел начальник отдела КГБ по Свердловску-45 и прямо сходу и в лоб задал вопросы. «Евгений Александрович, почему вы не проинформировали наш отдел, что стали выпускать ракеты? Почему в нарушение действующих правил вывели железнодорожную платформу с ракетой в дневное время с территории завода, а не ночью? Почему не зашторили ракету?»
Как уже писалось выше, у директора с начальником отдела КГБ сложились хорошие и доверительные деловые отношения. Директор воспринял происходящее как шутку и в унисон ответил: «Мы еще забыли на ракету установить ядерную головку!»
Не фейк, но страшно
Но оказалось, что на самом деле было не до шуток. Что произошло? Американский спутник из космоса сфотографировал на подъездных железнодорожных путях платформу с погруженным каплеуловителем, а ЦРУ приняло его за ракету! В средствах массовой информации США началась шумиха, что в СССР, вопреки подписанным обязательствам по ракетной тематике, на Урале еще один завод начал выпускать ракеты. И это угрожает безопасности Америки.
Сверху в отдел КГБ поступил звонок – проверить, разобраться и доложить. Разобрались, доложили и, скорее всего, министр иностранных дел по своим каналам успокоил американцев. Эту ситуацию и фейком-то назвать нельзя – снимок «ракеты» был реальным, просто в ЦРУ не разобрались и поспешили с обвинениями. Но тем не менее НТМЗ очень напугал американцев.